Нам здесь жить

(в соавторстве с А. Валентиновым)


Белые буквы бегут по голубизне экрана, врываются в квартиру архары-спецназовцы, ловят убийц Первач-псы, они же "психоз святого Георгия", и звучит в эфире вопль: "Всем, кто нас слышит! Мы - Город, мы гибнем!.."

Читать в библиотеке LitRes

 

Я вернусь.
Я, Одиссей, сын Лаэрта-Садовника и Антиклеи, лучшей из матерей. Одиссей, внук Автолика Гермесида, по сей день щедро осыпанного хвалой и хулой, — и Аркесия-островитянина, забытого едва ли не сразу после его смерти. Одиссей, владыка Итаки, груды соленого камня на самых задворках Ионического моря. Муж заплаканной женщины, что спит сейчас в тишине за спиной; отец младенца, ворочающегося в колыбели. Герой Одиссей. Хитрец Одиссей. Я! я...
Вон их сколько, этих "я". И все хотят вернуться. Еще никуда не уехав, они уже хотят вернуться. Так может ли случиться иначе?!

«Одиссей, сын Лаэрта», книга первая «Человек Номоса»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Ответы на вопросы М. и С. Дяченко

Ответы на вопросы М. и С. Дяченко

 

- Олег и Дима! Вы непревзойденные мастера эпиграммы. Но вот наш общий учитель, незабвенный Аристотель, писал” Привычка находить во всем только смешную сторону - самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.» Мы вот не согласны с Аристотелем. А вы? Зачем вы пишете эпиграммы? Бывало, что на вас обижались, обвиняли в злословии? Может, и каратэ пришлось применять?

- Тот же Аристотель сказал: «Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.» Философы – они такие: сегодня говорят одно, завтра другое, и без чувства юмора их философию не понять. А юмор имеет много обличий, как шут – множество масок. В числе прочих – и маска сатиры, а эпиграмма и есть сатирический жанр. Мы так и написали в свое время:

>Жанр эпиграммы -- коллегам подарок,
Краток, блестящ, остроумен и ярок,
И безусловно -- запомни, фантаст! --
Добр, но зубаст!
Опять же можно вспомнить знаменитую дуэль на эпиграммах, случившуюся между актером Валентином Гафтом и драматургом Михаилом Рощиным. Когда Гафт написал на Рощина довольно язвительную эпиграмму, тот мгновенно откликнулся
У Гафта нет ума ни грамма –
Весь ум ушел на эпиграммы.
Или, скажем, Зиновий Гердт так ответил на эпиграмму Гафта, высмеивавшую инвалидность хромого Гердта:
Он гением назвал меня,
Но это было днем,
А вечером того же дня
Назвал меня говном.

Но говорить о нём шутя
Я не имею прав,
Ведь он и вечером и днем
Был в общем где-то прав.
Короче, отставить каратэ! Если кто-то захочет отомстить нам, пусть напишет гениальную эпиграмму в наш адрес – и все будут счастливы, а мы первые!

- Достоевский как-то сказал: “Юмор есть остроумие глубокого чувства…” Вот с этим мы согласны. А вы? А если согласны – почему в ваших романах маловато юмора? Или вы так не считаете?

Вот так читаешь у каждого второго читателя: «Ох уж эти Олди с их вечными шуточками…», а коллеги говорят, что в наших романах маловато юмора! Можем лишь повториться о масках юмора: сатира, сарказм, ирония, подтрунивание, насмешка, фарс, буффонада… Нам кажется, что все эти маски мы перемерили, и не по одному разу.

- Есть ли место юмору в вашей жизни? Можете вспомнить какие-то веселые ситуации, связанные с нашим сообществом фантастов?

А зачем нам целое сообщество? Раз мы в гостях у наших друзей Дяченко, вот про них и будем травить байки:

Во время выступления Сергея Дяченко на творческой встрече в ХНУ один из зрителей спросил: «Вы часто пишете про инопланетян. А вы сами встречали когда-нибудь инопланетянина?»
-- Разумеется! – ответил Сергей под хохот зала. – Когда я работал в психиатрической лечебнице…

Однажды в Израиле, сидя за одним столом в ресторане и потягивая красное винцо, Сергей Дяченко спросил у Роберта Шекли:
-- Скажите, мистер Шекли… Почему женщина любит мужчину?
Ни минуты не колеблясь, серьезный Шекли ответил:
-- Потому что лошади и собаки непривлекательны.

(ну и раз вспомнился блистательный Шекли, мастер остроумия, с которым мы имели честь быть знакомыми, то вспомним и саму историю первого знакомства):

Однажды в начале 90-х, в Питере на фестивале фантастики Дмитрию Громову и Олегу Ладыженскому принесли на подпись книгу Роберта Шекли. Сам Шекли стоял поодаль и недоумевал: почему книгу, на которой он только что поставил автограф, несут визировать двум каким-то бородатым товарищам? Позже он признался, что счел Олдей замаскированными агентами страшного КГБ, которые дают разрешение на получение автографа от иностранца.
-- Олди, у меня нет с собой вашей книги, -- сказал читатель. – Я пробежался по ярмарке, но ничего не нашел такого, чего бы у меня дома не было. А мне очень хочется иметь и ваш автограф тоже. Распишитесь, пожалуйста!
Что делать? Взяв авторучку, Олди написали на книге Шекли:
«Мы эту книгу не писали. Искренне Ваши, Олди.»
Сразу после этого Олдям принесли еще одну книгу, на которой они категорически отказались ставить автограф. Это была Библия.

- Теперь о серьезном. Что происходит нынче с литературной фантастикой? Она в кризисе? Если да, то почему. Каковы перспективы?

Недавно в журнале «Мир фантастики» была опубликована наша статья «Четыре всадника Апокалипсиса», посвященная этому вопросу. У статьи есть подзаголовок «Этот день мы приближали, как могли». Желающие могут ознакомиться со статьей на нашем авторском сайте «Мир Олди»: http://www.oldieworld.com/chetyre-vsadnika-apokalipsisa-ili-jetot-den-my-priblizhali-kak-mogli.html
Если коротко, то четыре всадника более десяти лет делали следующее:
-- Издатель работал «в короткие деньги», увеличивая количество новинок до критического и сверх того, при сокращении среднего тиража;
-- Книготорговец сокращал время «жизни новинки», потому что не мог справиться с таким валом -- и взвинчивал торговые наценки;
-- Читатель фантастики стал читать невероятно много, очень быстро – и в первую очередь его интересовала никак не литературность текста;
-- Писатель откликнулся на вызовы времени – выжили те, кто мог выпускать пять-десять книг в год, когда количество работало в ущерб качеству.
Все это, вместе взятое, привело к нынешнему состоянию фантастики, где кризисное падение намного выше, чем в других сегментах – например, в классике или в современной прозе.

- Что скажете о современной кинофантастике?

Если брать фантастику Голливуда и ряда других стран и киностудий (Китай, Япония и др.), то можно сказать, что с кинофантастикой в мировом масштабе все обстоит весьма неплохо. Ее снимается много, найдутся ленты на любой вкус: от зрелищных остросюжетных блокбастеров вроде «Звездных войн», «Терминаторов», «Игры Эндера», «Грани будущего», «Стражей Галактики», «Великой стены», «Доктора Стренджа», «Логана» -- до умных и напряженных по внутреннему действию научно-фантастических триллеров вроде «Прибытия», «Гравитации», «Химеры», «Района номер 9» или «Марсианина». Фэнтези и научная фантастика, хоррор и мистика, фильмы для взрослых и для детей – в общем, есть из чего выбрать. Разумеется, выходит много слабых фильмов – но когда было иначе? Однако и достойных лент хватает.
Хотелось бы сказать нечто подобное о российском и украинском кинематографе, но – увы. Вынуждены признать, что достойных фантастических фильмов, снятых в России или в Украине, мы не видели уже много лет. И до тех пор, пока наши кинематографисты будут плестись в кильватере Голливуда в погоне за дешевой зрелищностью и дорогими спецэффектами – достойных фильмов у нас не появится. Единственный рецепт тут, на наш взгляд, как пел Владимир Семенович Высоцкий: «Выбирайтесь своей колеей!»

- Не раз приходилось слышать, как вы неодобрительно говорили о телесериалах. Такое впечатление, что для вас это было как бы вторичное искусство, по сравнению с книгой. Мы много спорили об этом. А как вы сегодня относитесь к сериалам? Не только к фантастике – вообще. Что вам нравится, что вы не приемлете?

Время идет, все меняется, и наше мнение – не исключение. Пока телеэкраны заполняли бесконечные «мыльные» сериалы – как правило, с посредственными актерами, картонными декорациями, карамельными цветами съемки и вымученными диалогами, мы относились к ним, мягко говоря, отрицательно. Мы и сейчас к ним так относимся. Даже то, что чуть приподнималось над этим телевизионным болотом, было относительно смотрибельно лишь на болотном фоне, но само по себе выдающимся достижением не являлось. Да, изредка появлялось что-то действительно приличное, но то была капля в море.
В последние годы в сериалы пришли новые веяния. Сериал «Игра престолов» по серии книг Джорджа Мартина наглядно показал: сериалы тоже можно снимать хорошо! Талантливые актеры – а значит, герои, которым сочувствуешь и сопереживаешь; закрученная интрига, убедительные декорации, костюмы и спецэффекты, умелая режиссерская и операторская работа, живые диалоги – и результат не замедлил сказаться. Это уже другой класс, неизмеримо выше сериалов десяти-пятнадцатилетней давности. Вслед за «Игрой престолов» начали появляться и другие достойные работы: «Мир Дикого Запада», «Человек в высоком замке», «Табу». Разумеется, низкопробного «мыла» все еще хватает, но даже «средний уровень по больнице» в последние годы сделался заметно выше, чем десять-пятнадцать лет назад.
Тем не менее, главная опасность для любого сериала по-прежнему сохраняется: превратиться в бесконечную жвачку, пусть даже и прилично сделанную. История без конца, без кульминации и финала – как секс без оргазма.
Ничего не имеем против качественно и талантливо снятых современных сериалов, где история доходит до своего финала, выходит на кульминацию и завершается. И некоторые из них с удовольствием смотрим. Такие «конечные» сериалы, на наш взгляд, следовало бы скорее называть «многосерийными фильмами». Но есть и «бесконечные» сериалы, которые снимают, пока зритель смотрит. Все понимаем – люди деньги зарабатывают – но смотрит такое пусть кто-нибудь другой.
Впрочем, мы по-прежнему предпочитаем сериалам талантливо снятый «полный метр».

- Компьютерные игры. Играете? Что тут любимое, что подвергается остракизму? Мы вот страдаем от “Ведьмака”, “Скайрима”, “Обесчещенного” – времени нет, а оторваться невозможно. Как с этим у вас? Предлагали ли вам писать сценарий игры? Если предложат – как будет реагировать?

Похоже, мы этим «переболели». В свое время, в конце 90-х – начале 2000-ых, увлекались 3D-шутерами: DOOM, Quake, Heretic, Redneck Rampage, Blood, Duke Nukem, ROTT, Wolfenstein, Killing Time, Max Payne, Hexen, Dark Forces, Red Faction. Но потом угомонились, и интерес к играм сошел на нет. Олег практически не играет, Дмитрий – изредка играет в пошаговую стратегию Heroes of Might and Magic, но лениво и без прежнего азарта. Предпочитаем играм книги и фильмы.
Сценариев к играм нам пока писать не предлагали. Если предложат – все будет зависеть от того, будет ли это игра по нашей книге (нашему авторскому миру) – или по чужим мирам / книгам / оригинальным разработкам. Писать сценарий по чужим мирам нам было бы не интересно. Но если кто-то возьмется делать игру по нашим книгам – почему бы и нет? Хотя и в этом случае мы бы скорее предпочли выступить в роли обладателей авторских прав и консультантов, нежели в роли сценаристов. А написание сценария к игре лучше поручить профессионалам в этом деле.

- Какие у вас ближайшие творческие планы на ближайшие лет пятьдесят?

Если кратко, то на ближайшие полвека планы такие – жить. Если взять шире, то хотелось бы написать еще сто книг, не меньше. А если ограничиться нынешним годом, так мы в феврале сдали в издательство «Азбука» новый роман и надеемся, что книга в мае увидит свет. О чем книга? А вот вам издательская аннотация:
Борис Ямщик, писатель, работающий в жанре «литературы ужасов», однажды произносит: «Свет мой, зеркальце! Скажи…» -- и зеркало отвечает ему. С этой минуты жизнь Ямщика делает крутой поворот. Отражение ведет себя самым неприятным образом, превращая жизнь оригинала в кошмар. Близкие Ямщика под угрозой, кое-кто успел серьезно пострадать, и надо срочно найти способ укротить пакостного двойника. Удастся ли Ямщику справиться с отражением, имеющим виды на своего хозяина – или сопротивление лишь ухудшит и без того скверное положение?
В новом романе Г. Л. Олди, как в зеркале, отражаются темные и светлые уголки человеческой души, и временами свет меняется местами с тьмой.

+ Дорогие Олег и Дима! Желаем вам новых творческих удач и могучего креатива. Вы в эти дни на Росконе-2017… Передавайте привет всем нашим друзьям. И ностальгическое – давняя эпиграмма от нашего с Мариной соавтора, кота Дюшеса.

ОЛДЯМ

Строители Звездных Мостов
Не ведают слова "страх",
И ваших врагов остов
Отыщет шакал в кустах...
Но что я? Зачем так мрачно?
Какие, к черту, остовы?
Какие, к черту, шакалы?
Вы потрясали основы,
Поэты, бойцы, аксакалы...
(Аксакалы! Вы в сумме - старый
Английский милорд поджарый).
Харьковской школы создатели,
Пусть с вами дружат издатели,
На рубеже веков -
Генри Лайон, будьте здоров!

М + С Дяченко

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди