Одиссей, сын Лаэрта

(книга из "Ахейского цикла")


Я, Одиссей, сын Лаэрта-Садовника и Антиклеи, лучшей из матерей, внук Автолика Гермесида, по сей день щедро осыпанного хвалой и хулой, - и Аркесия-островитянина, забытого сразу после его смерти; правнук молнии и кадуцея...

Читать в библиотеке LitRes

 

И поползла, шипя по-гадючьи, верная "ордынка" из ножен. Авось, в клинке больше гордости осталось, чем в хозяине неприкаянном, сменявшем душу на дочку, честь на кровь, славу черкасскую на скитания горемычные — и загубившем все сразу. Выручай, невестушка!
— Батька! Да где ж ты?! чуешь ли?! — бешеной метелью взвился зов.
Чорт тебе батька, горлопан! — в пекле ищи, не здесь!..
Накликал.
Встал чорт меж жидом и черкасом.
— Не надо, — сказал чорт. С такой тоской-кручиной сказал, что сердце аж захолонуло…

«Рубеж», книга вторая «Время нарушать запреты»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Константин Окороков - «Свет мой, зеркальце»

Уже пару недель как прочёл "Свет мой, зеркальце...", и всё это время проходил в раздумье - сэр Генри Лайон Олди в очередной раз удивил. Книга получилась словно бы сложенной из осколков тех самых зеркал - участников всех сюжетных событий. То в одном, то в другом осколке отражается герой повествования, и фрагменты образа никак не складываются в цельную картину.

Наверное, так и задумано авторами. Они и писали, и на встрече с читателями честно предупреждали о непохожести на самих себя в этом тексте.

На деле же - похожесть есть. Только не того рода, как при сравнении стоящих рядом объектов. Это похожесть отражения.

Тому, кто начнёт знакомиться с творчеством Олди с этой книги, может быть не просто. У Олди в принципе много книг-зеркал. Человек Номоса отражается в человеке Космоса, а потом и в "Диомеде" Валентинова нет-нет да и мелькнёт знакомая рыжая шевелюра. Поведёт размытым лисьим хвостом и вернётся к себе, на Итаку олдевских страниц.

А что уж говорить об Ойкумене - двенадцатикнижие выстраивает такой зеркальный лабиринт, что диву даёшься, как герои сохраняют способность узнавать себя в отражениях сотен сюжетных зеркал.

По моим ощущениям "Свет мой, зеркальце..." идеально отражает "Шутиху". Превращает безудержный карнавал самовыражения в скупые мазки эмоций и событий. Ведёт от азарта ярмарки и яркости бала сквозь коридоры, освещённые тусклым светом.

Куда ведёт - поначалу понять сложно. Потом приходит понимание, что если в "Шутихе" сплетение сюжетных линий и кульминация - результат множества ярких фрагментов, сложившихся в калейдоскоп (или витраж?), то в "Зеркальце..." финал - продукт тщательного редукционизма: людей, событий, эмоций.

А ещё эта книга об опасности принятия ограничений. Нет, авторы не призывают рвать цепи, лететь к солнцу или совершать подвиги по воскресеньям в 10 утра. Очень спокойно и образно показано, как выглядит человек, принявший обыденность словно данность, смирившийся и даже находящий в этом удовольствие.

И от того, как это описано, становится по-настоящему страшно. Ведь чтобы увидеть такое в себе - нужно очень долго всматриваться не только в зеркало, но и в глаза людей вокруг, и результат не гарантирован, а позади ждёт удобство накатанной колеи, эргономика продавленного кресла, нахоженность привычных маршрутов.

Но смотреть нужно, значит, будем смотреть.

Константин Окороков


Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди