Одиссей, сын Лаэрта

(книга из "Ахейского цикла")


Я, Одиссей, сын Лаэрта-Садовника и Антиклеи, лучшей из матерей, внук Автолика Гермесида, по сей день щедро осыпанного хвалой и хулой, - и Аркесия-островитянина, забытого сразу после его смерти; правнук молнии и кадуцея...

Читать в библиотеке LitRes

 

Жизнь не описать математическим методом, не разложить по пробиркам. Служить прогрессу — не значит замкнуться в границах сиюминутного Познания. Иначе мы возведем не Храм Науки, а очередное капище с фанатиками-жрецами и идолами, вымазанными кровью. Допустим, мы ошиблись. Допустим, вы — нелепый сновидец, а Воскрешение Отцов — мечта, сказка. Но разве такая мечта не вселяет надежду? Встретиться через века! Подняться над Временем, встать над Смертью? Я согласен работать на такую мечту, как Сизиф. Можно сказать, что камень раз за разом скатывается обратно. Но можно сказать, что мы раз за разом поднимаемся на вершину. Что вам больше нравится?

«Алюмен», книга третья «Механизм жизни»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Виктор Никитин (Imra Imrahil) - «Свет мой, зеркальце»

Борис в Зазеркалье, или Отражающий символ вечности

Ямщик, литератор пишущий «ужастики», аж никак не предполагал, что поездка с женой на встречу одноклассников закончится столь нетривиально. Практически в ключе книг жанра хоррор. И вскользь брошенная перед зеркалом фраза «Свет мой, зеркальце скажи» перевернет всю его судьбу.

Отныне в жизни Бориса Ямщика объявился его зловредный двойник, а самому писателю приходится осваивать самое настоящее Зазеркалье. И получится ли наследнику Кинга вернуть все на круги своя, неведомо никому в обоих мирах.

Генри Лайон Олди никогда не ограничивались каким-то одним поджанром Страны фантазии. Даже за крайние пяток лет в их активе появились давно ожидаемые мифологические древнегреческие зарисовки («Внук Персея»). Старое доброе фентези («Циклоп»). Парочка визитов в Ойкумену («Волчонок. Волк. Вожак» и «Побег на рывок»). И даже вариации на тему Времени и якутского (!) эпоса («Сильные»).

И вот новый эксперимент от харьковского дуэта. Эксперимент с элементами хоррора.

Чем интересна стилистика ужаса и саспенса? Отнюдь не «пугательными» моментами, будоражащими ленивый мозг читателя, удобно устроившегося на диване. А, конечно же, отличной возможностью произвести психологический срез героев, поиграться с их страхами, комплексами, подсознанием, показать их истинную внутреннюю сущность. В критичных обстоятельствах вытащить на свет все похороненное глубоко под спудом воспитания, ханжества, условностей, морали. Причем не в далеких неведомых мирах, а у нас, под боком. На их примере продемонстрировать нам то, что автор желает нужным сказать данной книгой. Бросить кальку с проблем героя на впечатлительного читателя. Заставить его задуматься о людской природе. О своих поступках мыслях, действиях. Даст бог что-то подправить в собственной консерватории. Причем возможно препарировать как одного протагониста, так и целый город (доказано Стивеном Кингом, возьмем хотя бы «Под куполом».

Олди в этой книге на город не распыляются, уделяя практически все внимание одному персонажу – снобу средних лет, выписывая перед нами натуральное «учение о душе» Бориса Ямщика. Человека неглупого и образованного, но пустившего свой талант на мелочи. Человека не слишком приятного в общении, но и не монстра. Человека горделивого, но знающего свой шесток. Человека пренебрегающего другими, но не до ответного мордобоя. Человека саркастичного, но не до открытого хамства. Нормального, среднего гомо сапиенс, попавшего однажды в абсолютно ненормальные обстоятельства.

Нас ждет практически полное погружение в главного героя. Его реакции, мысли, стремления, желания, мечты. Весь внутренний мир скромного труженика литературного фронта. Его эволюция под гнетом обстоятельств. Развитие характера, осознание некоторых вещей, психологические изменения. И это погружение дает возможность задуматься над некоторыми не лучшими чертами характера человека. Через призму Бориса Ямщика взглянуть на наши отношения с женщинами и женами. Присмотреться к отношению взрослых и подростков, отцов и детей. Проработать свои ошибки, и может быть изменить что-то к лучшему. Встретиться с одержимостью, опасливо прикоснуться к искушению, и поиграть в опасную лапту с самыми натуральными бесами.

Второй шикарной «фишкой» книги стало Зазеркалье. Зеркала и отражения в них всегда волновали людское воображение, таили в себе что-то неведомое. Кто тот, кого я вижу напротив? Мое второе «я»? Душа? Неведомый чужак? А если заглянуть дальше, за первое отражение? Что там скрывается, в таинственной глубине? Неужто еще один мир? Да, отвечают нам Г. Л. Олди, он самый. И раскрывают перед читателем этот самый мир, как живой. Мир, имеющий свои законы. Мир, вплотную завязанный на наш, и всерьез подверженный людскому влиянию. Ведь зеркала ловят эмоции, негатив, ненависть, отчаяние, воплощая их в мерзопакостных тварей. Мир, полностью зависящий от зеркал, воплощающих бытие. Мир со своими обитателями, добрыми и не очень. Мир, где бродят всамделишные беспокойные покойники. Мир, где кошки чувствуют себя как дома (я знал!). Мир, где дождь является самой страшной катастрофой для обитателей, а в темных неотраженных местах таится нечто ужасное.

И, конечно же, язык – эта сторона книг Олди уже долгие годы непременно радует читателей. Генри Лайон играют со словами как талантливый и опытный шулер с картами. Любя, вдохновенно, стильно, аккуратно, с душой. Выворачивая наизнанку, беря за живое практически каждым речевым оборотом, метафорой, ассоциацией. Разве что некоторая периодическая грубость героя воспринимается несколько непривычно-удивленно. С другой стороны, сколько можно приукрашивать литературу, если в жизни без соленого словца не обходится практически никто.

Да «Свет» получился больше эмоциональным, чем «думательным» романом, мозгу, привыкшему к большему напряжению во время чтения Олдей, чего-то не хватает. Зато «эмоционалка» наслаждается происходящим по полной программе.

Да, есть вопросы к Зазеркалью, и главный – откуда появился первый двойник? Что было раньше курица или яйцо? Вопрос вроде как не влияющий на сюжет книги, но жутко интересный с точки зрения мифологии данной вселенной.

Но при всех нюансах, посмотреть на еще одну грань таланта Громова и Ладыженского, побывать в интересном мире, созданном неординарными творцами, насладиться мощными психологическими этюдами было приятно. И хорошо. Весьма.

Эрго: Любопытный эмоционально-психологический эксперимент от мэтров, ориентированный больше на душу, чем на мозг, и открывающий нам писателя Генри Лайон Олди с еще одной интересной стороны.

Виктор Никитин (Imra Imrahil)


Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди