Я возьму сам

(3-я книга "Кабирского цикла")


Перед нами - поэма. Ведь аль-Мутанабби, главный герой романа - поэт, пусть даже меч его разит без промаха; а жизнь поэта - это его песня...

Читать в библиотеке LitRes

 

...Бесконечно больное, рыхлое солнце зависло над притихшей равниной, все медля скатиться за горизонт; алый фильтр наползал на линзу закатного прожектора, багряными отсветами заливая зубцы крепостных стен, заново окованные створки ворот, узкий полумесяц деревянных телег и нескончаемые ряды коленопреклоненных людей с опущенными головами...
А между мной и ними стоял Сарт. Великий зритель Сарт, променявший свою кричащую душу на бездонную пустоту, ненавидящий холодный свой разум, как умеет ненавидеть только бывший ученик великого палача, бывший великий мастер властных слов, бывший... Кем еще был на своих дорогах Сарт?! — давно вычеркнувший себя из рода человеческого, но вставший впереди людей на пути Бездны Голодных глаз…

«Войти в образ» (цикл «Бездна Голодных глаз»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: book4you - «Внук Персея»

Амфитрион - внук Персея, отец Геракла

Олдей я люблю давно и трепетно, но их "Ахейский цикл" почему-то проскочил мимо меня, когда я читала всю библиографию по алфавиту. Поэтому, узнав о выходе нового романа, я решила, что наконец нашла хороший повод добраться до этих книг. Так что теперь я обладаю ценным впечатлением человека, который прочел первым именно "Внука Персея": я все-таки достаточно часто оцениваю произведение в контексте целого цикла, а не как нечто самостоятельное.

Амфитрион - внук Персея, отец Геракла. Для меня имя главного персонажа сначала было чужим - всего лишь одно из имен в греческой мифологии, - но к финалу оно обросло плотью и кровью. Мальчик с таким знаменитым дедом. Книга ведь не об Амфитрионе, нет, она - о Персее. Поэтому ее нельзя назвать предисловием к роману "Герой должен быть один": там свой сюжет и своя идея, которую упорно разрабатывают авторы. Здесь упор делается на другое, не менее интересное допущение - не хочу спойлерить. Вообще мне показалось, что следующие три произведения Ахейского цикла несколько мешают писателям и сковывают их - нельзя же входить в противоречия, - однако в целом это не портит общую картину. Да, и немного заметна разница в языке. Сейчас, уже дочитывая "Герой должен быть один", я понимаю, что, став старше, Олди обзавелись привычкой к резким, хлестким сравнениям и стали писать как-то жестче, но ярче. Так что это перемена к лучшему.

"– ...У всех глаза.
– Они следят! Куда ни отойдешь, они за тобой следят…
– Зрачок строго по центру, – объяснил вазописец. – Так надо.
– А зачем?
– Чтоб помнили. Чаша следит за тобой. Куда б ты ни пошел, чаша следит. А из нее, из хмельной глубины – он, Дионис. Забудешь – тут он и напомнит. Всех изображают боком, а его – лицом к тебе. Смотрит, значит, в оба. Не моргая.
– А правда, что раньше так Медузу рисовали?
– И сейчас рисуют, – карлик посерьезнел. – Говорю ж, следит. Надо помнить.
– Кто следит? Медуза или Дионис?
– А это ты сам решай. Просто помни – из мрака всегда следят. Из-за грани вещей и плоти. Зазеваешься – станешь камнем. Или безумцем. Это уж как повезет. Иногда вообще одни глаза изображают. На чашах, амфорах; на носу кораблей. Раньше так Рею обозначали, Мать Богов. Еще дед мой…
– Дионис и Медуза? – последние слова карлика Амфитрион пропустил мимо ушей. Мать Богов его не интересовала. – Что у них общего?
Дядюшка Сфинкс хихикнул.
– Свобода, – сказал он. – Оба дарят свободу.
– Да ну! Ерунда какая-то!
– И камень, и безумие свободны. Сделайся статуей, утрать рассудок – рабом тебе уже не быть. Рабом людей, рабом богов; рабом страстей и заблуждений. Другое дело, кому нужна такая свобода…"

Я испытываю искреннее уважение к писателям, проделавшим большой труд по обработке материала. Это видно, например, из сносок: "Авторы знают, что чернолаковая керамика, как и ряд других упомянутых в книге предметов быта, появилась позже описываемого периода. Авторы напоминают, что "Внук Персея" - не исторический труд, а художественное произведение. Традиция анахронизмов в данном случае ведет отсчет с поэм Гомера". Во время презентации этой книги на ММКВЯ кто-то задал вопрос о некотором историческом событии, - Громов и Ладыженский начали тут же наперебой перечислять источники, где оно упоминалось, причем с явной готовностью спорить, обсуждать и отстаивать свою правоту.

Судя по моему опыту, книга будет интересна не только людям, уже знакомым с Ахейским циклом, но и тем, кто просто хочет почитать хорошую историко-мифологическую фэнтези. Велика вероятность, кстати, заодно запомнить немало имен и фактов из греческой мифологии, как это случилось со мной.

book4you


Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди