Я возьму сам

(3-я книга "Кабирского цикла")


Перед нами - поэма. Ведь аль-Мутанабби, главный герой романа - поэт, пусть даже меч его разит без промаха; а жизнь поэта - это его песня...

Читать в библиотеке LitRes

 

Через много лет, в послесловии к скандально известному сборнику стихов «Корни паутины», некий «кумир на час», как несправедливо назовут его критики, напишет: «Выбор — это, пожалуй, единственное, что ты не сможешь разделить ни с кем из живущих...»
Критикам никогда не узнать, что автор <<Корней паутины>>, отложив в сторону перо, видел дачу в Малыжино, больше похожую на разоренный муравейник, видел спальню для гостей, двоих новорожденных девочек, спящих, как могут спать только дети трех часов от роду, видел измученную женщину на смятой постели, высокого, сильного мужчину рядом с ней, видел на стене литографию Дюрера — нагие Адам и Ева пристально смотрят на яблоко в пасти скучающего змия, готовые в любой миг взять запретный плод или отдернуть руку; и кулак в груди мало-помалу разжимался, хрустя суставами.

«Маг в Законе», книга вторая

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: «Я возьму сам»

Перечитываю я сейчас "Ойкумену" Генри Лайона Олди... но по нынешним моим взглядам в сеть вспоминается вещь из их кабирского цикла: "Я возьму сам". Там присутствовал такой фарр - огрублённая и упрощённая версия духа святаго для суверенов. Что ни монарх, то супермен с трёхвековой жизнью и источник порядка для нормальных подданных - в его присутствии всё спорится, жить становится лучше, жить становится веселее и так далее.
Сами фарры - их там много было, по числу держав - объявлялись в случае чего как нехищные существа: заяц, тур, лоза и так далее. Соответственно, сколько-нибудь успешная война между державами была невозможна, границы страны обрисовывали пределы досягаемости сияния фарра. Воюй, устраивай битвы, стяжай славу, бросай в героические свалки подданных пачками, но вот отжать территорию за эквипотенциальной линией - фигушки.
И одному правителю пришло там в голову всё же сыграть в империю, то есть приучить свой фарр в облике барана к делам хищным. Разделил своё государство на несколько провинций и устроил ритуальные завоевательные походы из столицы. Не выходя за. Для начала. Рефлексы святому духу ставил.
Успех подкрался незаметно. Баранообразный фарр отрастил клыки то ли в прямом, то ли в переносном смысле и первым делом сожрал своего носителя в тех же смыслах. Потому что "порядок быть должон", а есть клыки у его части или нет - дело десятое. Как выросли, так и выпадут.
К чему я это всё? Нет, родные мои, не о геополитике и не о хитрых планах на десятки лет... хотя Михаил Горбачёв мог бы послужить неплохой иллюстрацией. Я о вещах поближе и пообыденнее. Хотя тоже о политике, куда без неё.
Так вот, я бы искренне рекомендовал произведение, частичный спойлер к коему приведён чуть выше, для прочтения уважаемым... излишне пылким... сторонникам тех или иных политических теорий. Видите ли, уважаемые... излишне пылкие... коммунисты, сталинисты, монархисты, французскобулочники, националисты, западники, либералы, патриоты - "нужное подчеркнуть, недостающее вписать самим" - вы агхичегтовски часто скатываетесь в ту же самую стратегию: обречь (или рекомендовать обречь, что то же самое) часть своего народа (большую или меньшую, неважно) на роль цели для завоевания своим действительным или потенциальным сторонникам. Чтобы отрастить зубы. "А уж опосля!.."
О, причин, оглашаемых вами, множество, и все невообразимо весомые - правда, в основном сводятся к "а-ани пра-ативные". Ваши оппоненты суть кривляки, лгуны, неудачники, ворюги, кровопийцы... вероятно, вы и сами верите части этих обвинений, стряхивая звёздную пыль с собственного нимба. Однако основная причина и главная мечта, смею предположить: отрастить зубы своим сторонникам, вырастить яростных волков из смиренных обывательских овечек. Волков, которые пойдут, поведут, найдут, достигнут, будут бороться и искать, найдут и не сдадут.
"Славно, славно". Вот только первыми эта мечта всякий раз жрёт вас самих. И я даже не стану раскрывать километровые логи российского "несистемного" политического строительства методом Больцано-Вейерштрасса, когда всякая группа единомышленников сперва распадается, потом распадается, а уже потом распадается. ФСБ виновата, кто ж ещё.
И когда я в очередной раз читаю человека, за опубликованной мыслью которого я всеми силами стараюсь следить и не отставать, а этот человек вообразил себя фельдфебелем, зовущим на штурм неприятельских редутов... в речах одно "говно" с "дебилами" пополам... он воодушевляет сторонников, унижая всех остальных. И ладно бы воодушевляет, это само собой, однако униженные остальные - они ведь тоже свои, назначенные к осчастливливанию единственно правильным способом. И фарр отращивает волчьи клыки, и - хвать! - люди то не идут, то покидают, и как бы ещё не без ярких жестов.
А Кей-Кобад смотрит на всё это с пониманием из почти своей долины дэвов. Кстати, не дурак ведь был, поумнее прочих суверенов.
Короче, почитайте. Подумайте. Спасибо за внимание.

-- Хм, давно читал, могу конечно помнить криво.
Но разве у Олди фарры - символ народа? Скорее фарры - символ правил игры, такие негласные правила, установленные над мировой доской, которые незаметно для правителя правят через него.
И которые сожрут любого, кто попытается их изменить.
Конечно, если ты конечно не чужак-герой, призванный судьбой - тогда ты сможешь надавать по зубам фаррам, смешать фигуры и изменить мир. Не к лучшему, а к такому, какой есть - потому что другого мы и помыслить не можем.
Кстати, где то в тексте у автора звучало, что когда-то фарр был един, но потом ему вздумалось разделиться по число держав. Или это державы были созданы по числу частей по замыслу фарра?
Вобщем, совсем не тот контекст в произведении Олди, совсем не то. Но прочитать (или перечитать) стоит.

-- Фарры там - символ драйва, утверждающего власть. Там и сам Мутанабби мучается на эту тему - приказал разбойнику работать стражником, так тот честно старается. Это не народ как таковой, скорее уж "народ" как демагогическая фигура, которой в революцию кормят обывателя. Так что контекст тот.
А "единый фарр" - там очень интересная космогоническая идея, до которой я и не касался. Чаша, из которой "Джамшид" перечерпал благодати, так что та раскололась, и каждый её осколок есть фарр.

-- Ну так, если без басурманского слова "драйв", что утверждает ферзю возможность ходить на все восемь сторон? Фарр это нечто, что облекает власть в зримое воплощение и дает одним право раздавать приказы, а другим - вменяет в обязанность их выполнять. Этакий договор между правителем и народом.
Мутанабби мучается, что это не разбойник раскаялся и принял постриг в стражники, а он ему, властью своей, судьбу изменил и принял ответственность. Она ему надо, эта ответственность за разбойника-стражника и остальных? Ему стихи сочинять охота, а не дела государевы вершить.

http://17ur.livejournal.com/536765.html?thread=23352253

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди