Песни Петера Сьлядека


Идет по путям-дорогам лютнист Петер Сьлядек, внимая случайным исповедям. Кружатся в безумном хороводе монах и судья; джинн назначает себя совестью купца, фехтовальщик путает слово и шпагу, железная рука рыцаря ползет ночью в замковую часовню...

Читать в библиотеке LitRes

 

Сегодня у меня убили отца.
Странно, что я так взволнован. Плотских отцов у меня убивали множество раз. В мятежном Льеже, когда толпа затоптала Хромого Пьеркина. У села Мисакциели двое грабителей обиделись на пастуха Ираклия — упрямец вцепился в барана, словно тот был его братом. В предместьях Бэйцзина, в дни бунта ихэтуаней. В Краковском гетто. Если начать вспоминать... Бывало, я сам, собственными руками, лишал родителя жизни. Нет, все-таки я волнуюсь. Разумеется, не жизни — тела. Физического существования. Сейчас почти все мои отцы здесь, со мной. Во мне. Те же, кого еще нет, вскоре присоединятся.

«Где отец твой, Адам?»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Александра Королёва - «Пленник железной горы»

****сюжет

Юрюн Уолан из народа айыы, сын бога Закона-Владыки и сильный боотур (богатырь), случайно узнает о существовании своего старшего брата Нюргуна, о котором в семье принято молчать...

****основная часть

Возвращение Генри Лайона Олди на мифологическую стезю, некогда прославившую соавторов (кто не помнит «Чёрного Баламута», «Герой должен быть один», «Одиссея, сына Лаэрта» или «Нопэрапон»?), — событие космического масштаба. И радость от этого события хоть и ненадолго, но затмевает осознание: на этот раз Олди написали не миф, не «антимиф» и даже не фэнтези.

Густой и плотный, насыщенный экзотическими бытовыми деталями и диковинными именами текст, в который входишь, как в тёмный лес из детских сказок, на поверку оказывается не тем, чем кажется. Не пересказом якутского эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» для современного читателя, к велеречивости не привыкшего. И не выворачиванием этого эпоса наизнанку, как авторский дуэт некогда поступил с «Махабхаратой». Это совсем другая история, о которой соавторы довольно открыто говорили в интервью, вводя читателей в недоумение: «Этот роман, выражаясь фигурально, стоит на двух ногах. Первая – якутский эпос “Нюргун Боотур Стремительный”... Вторая опора — теория академика Николая Козырева. Она гласит, что время — величина, имеющая направление и энергию. Время переносит энергию со скоростью большей, чем скорость света, оно может вмешиваться в события, изменяя степень их энергетичности».

Авторы избрали верную стратегию для того, чтобы удивить читателя: они заставляют нас удивляться вместе с героем-рассказчиком, юным Юрюном Уоланом, который с детства не знал иного мира, кроме своей деревни. Правда, эта деревня находится в Верхнем мире, а сам Юрюн растет в семье «светлого айыы», то есть бога, точнее, духа-прародителя. Для Юрюна нормально, что его отец может диктовать волю Закона людям в Среднем мире, что он сам — будущий боотур (это слово не случайно созвучно с русским «богатырь»), что его старший брат Мюльдюн — уже состоявшийся могучий боотур, а сестра — шаманка... И даже подозрительно знакомый читателю камелёк на кухне, который сам готовит еду, мигая огоньками, для Юрюна тоже в порядке вещей. «А что? Обычное дело», — присказка, которую часто повторяет главный герой. Для него это маркер отношения к миру. А для авторов — способ усыпить читателя, который далеко не сразу начнет подозревать, что мир (точнее, три мира — Верхний, Нижний и Средний, связанные земной осью) устроен совсем не так «обычно», как кажется доверчивому Юрюну...

К счастью, «обычным делом» для Юрюна, ставшего после жуткой «перековки» в волшебной Кузне настоящим боотуром, оказывается не только мироустройство, но и кое-какие простые человеческие ценности. Для него «обычное дело» — отправиться на край света выручать брата, которого он никогда не видел, а потом принять его таким, какой он есть (а Нюргун в том виде, каким его изобразили Олди, способен шокировать не только членов семьи). Наивный хвастливый мальчик вырастает в отважного и решительного юношу, которого не способны сдвинуть с избранного пути никакие шокирующие сведения об устройстве мироздания и о происхождении самих «светлых айыы». Впрочем, это лишь первый том романа-эпопеи, и кто знает, какие метаморфозы произойдут с Юрюном дальше...

Вообще к «боотурам» Олди неласковы. Сама концепция сверхсильных существ, которые могут всё, а им за это ничего не бывает, вызывает у авторского дуэта закономерный скепсис. Помнится, они ещё несколько лет назад говорили о задумке романа о древнерусских богатырях, которые по сути не супергерои, а инвалиды, и им крайне сложно жить среди людей... Русские былины сменились на якутский эпос, но концепция осталась прежней. Боотуры в своей боевой форме (они её называют «расширением») превращаются в младенцев с набором примитивных чувств и реакций, они способны только бить и крушить, а мир для них делится на «плохих» и «хороших». Только железная сила воли может удерживать их от превращения в таких чудовищ при каждой вспышке гнева. В этом — главная победа человека над боотуром и повод поразмыслить о том, что же такое настоящая сила. И это правильно, ведь о чем бы ни писали Олди, в первую очередь они пишут о людях, о нас с вами. И «Сильные», к счастью, не исключение.

****итог

Начало нового увлекательного неомифологического цикла, в котором пока больше загадок, чем разгадок

Александра Королёва

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди