Я возьму сам

(3-я книга "Кабирского цикла")


Перед нами - поэма. Ведь аль-Мутанабби, главный герой романа - поэт, пусть даже меч его разит без промаха; а жизнь поэта - это его песня...

Читать в библиотеке LitRes

 

Казначея звали Август Пумперникель. Был он молод и нагл, как всякий избалованный удачей юнец, а также талантлив, как дьявол. Подкидыш, тринадцати месяцев от роду Август по совокупности признаков был отобран скопцами-арифметами из Академии Малого Инспектрума, где и прошел восемнадцатилетний курс обучения. После чего, отказавшись от почетной кастрации, Пумперникель вступил в должность главного казначея Реттии и возгордился сверх меры. Гордость молодого человека имела под собой основания. Август мог сосчитать капли в море и шерстинки в хвосте любимого ослика принцессы Изабеллы Милосской, вспомнить сумму недоимок по округу Улланд за позапрошлый год, с точностью до двух-трех грошей, и — о чудо! — без промедления указать текущую задолженность по выплатам столичным мусорщикам и золотарям.

«Дуэль» («Архивы Надзора Семерых»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: sollita - «Дикари Ойкумены»

«Дикари Ойкумены» — говорящее название, которое заставляет задуматься. Помпилия — вроде бы рождает ассоциации с Римской империей. Имена, названия, рабы и полноценные граждане. Реальную Римскую империю основали те самые варвары(или дикари), которые умудрились завоевать и уничтожить древние цивилизации. Но так и остались варварами и дикарями, потому что умели только воевать и брать чужое и так и не научились создавать своё.

Казалось бы, всё это дела давно прошедших дней, почему же нас так волнует всё, что происходит в книге? А ведь помпилианцы — это не столько древние римляне, сколько англосаксы. Главное отличие помпилианцев от других рас Ойкумены — это то, что они не могут жить без рабов. Физиология такая. Римляне вполне могли жить без рабов. А вот англосаксы не могут. Они большую часть своего существования живут за счёт колоний — тех же рабов. Они недееспособны без колоний. Именно это сейчас и поставило мир на грань третьей мировой войны. И если в начале цикла всё более подробное описание помпилианской физиологии рождает в читателе ощущение безнадёжности в отношении конфликта наших цивилизаций, то сначала появление коллантов, а потом и столкновение Помпилии со своим двойником доведённым до абсурда — с Астлантидой — порождает надежду, что из физиологического и психологического тупика Помпилианской цивилизации может найтись выход. Но идеи неравноценны. Если коллант — красивая идея, которая показывает, что попытка сотрудничать автоматически обезрабливает помпилианца. И доказывает, что только потеряв рабов, помпилианец может стать полностью свободным и независимым. То с Астлантидой всё сложнее. Сама идея цивилизации, которая является только частью единой и живой системы со звездой в центре очень интересна. Жители астлантиды такие же рабы своего солнца, как помпилианские рабы. Не получая энергию от своих людей, солнце Астлантиды начинает гибнуть и в ускоренном режиме готовиться к рассеиванию своих спор по всей Вселенной, как растение при неблагоприятных условиях. Человечество Ойкумены отступается от Астлантиды, предпочтя из двух зол меньшее. И если бы на этом всё и кончилось — было бы прекрасно. Ну живут себе жители Астлантиды в рабстве и ладно. Является ли наша рука рабом нашего сердца? Авторы могли бы оставить эту цивилизацию в покое, поскольку свою роль гиперболы в романе она уже выполнила, и дальше развивать линию коллантов. Однако помпилианцы случайно находят способ переподчинить себе жителей Астлантиды с помощью корсета. Причём это не совсем рабство, это взаимовыгодный симбиоз. Помпилианцы получают энергетическую выгоду и могут позволить себе отказаться от клеймления новых рабов. Жители Астлантиды — механическую свободу и физиологическую независимость от своей звезды в обмен на частичную зависимость от наличия рядом помпилианцев. Вроде бы «всё хорошо, прекрасная маркиза», но мы-то, читатели, чувствуем, что с моральной точки зрения этот вариант не выдерживает критики, а значит — это никакой не выход из тупика, а, наоборот, обустраивание уютненькой обстановки в этом тупике. А самое главное, что в нашей реальной жизни именно этим и пытаются заняться англосаксы. Неоколониализм в действии. Ведь в данной ситуации ни помпилианцы, ни жители Астлантиды реальной свободы так и не получают. Они просто становятся рабами друг друга.

Поскольку впереди ещё одна часть цикла, есть надежда, что авторы как-то выпутаются из скользкой ситуации, ну, а мы таки избежим третьей мировой.

Великолепная фантастика. Рекомендую всем. Но начинайте читать с начала, с Кукольника. Иначе просто сложно будет оценить весь масштаб полотна. Удовольствие гарантирую.

sollita

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди