Рецензия: Anrie Sky - «Богадельня»
Доводилось ли
вам видеть, как ткут гобелены? На станке
натягиваются нити основы: туго, до звона,
с математической точностью, не дай боже
провиснуть хоть одной нити – все полотно
покоробится. А потом берут цветную
пряжу, и ткут узоры. Под пальцами мастера
рождается город, башни, небо, распускаются
цветы, появляются лица и фигуры, рождается
целый мир. Цвета переплетаются, заполняя
все пространство в раме: темные, яркие,
всякие; одни нити короткие, всего на
несколько узелков, другие длинные –
проходят по всему полотну, третьи то
появятся, то исчезнут. Но убери одну –
и весь гобелен рассыплется.
Тонкое,
кропотливое ремесло.
Доводилось ли
вам слушать симфонический оркестр –
десятки людей, множество инструментов,
у каждого своя партия. Одни звучат на
протяжении всей пьесы, другие вступают
всего на несколько тактов и умолкают,
но ни без одного нельзя обойтись, чтобы
не нарушить целостность музыки. А за
пультом дирижер – всех слышит, всех
ведет, направляет, собирает разные звуки
в единое, целостное звучание взмахом
парящих рук.
Высокое, удивительное
искусство.
Литературный талант Олди
сродни такому искусству.
Стоит под
небом город, живут в нем люди – разные
люди, хорошие и не очень, богатые, бедные,
хитрые, глупые, несчастные, – разные.
Обыватели, стражники, ремесленники,
воры, нищие, ученые, уличные акробаты,
слуги церкви… Правит городом герцог.
Цвет рыцарства блистает на турнирах,
являет свою доблесть в военных походах.
Мудрецы прозревают будущее, беседуют
со звездами, всматриваются в туман
грядущего – что ожидает герцогство? У
каждого из этих людей, от последнего
деревенского мальчишки и до самого
герцога, своя история, своя судьба, свой
путь. А сэр Генри Лайон Олди собирает
все эти истории воедино, и, улыбаясь в
бороду, представляет нам то одного, то
другого персонажа, дает каждому слово
в свой черед, ведет нас по лабиринту
путей и судеб.
Богадельня – сказка,
рассказанная людьми. Череда историй,
за которыми встает целый мир.
Жестокая,
сдирающая кожу трагедия – история
придворного фармациуса и отравителя,
создателя яда, однажды погубившего тех,
кто был ему дороже жизни, и сломавшего
навсегда его собственную судьбу.
Простая,
наивная мелодрама – история молоденькой
девицы из лупанария, глупо, нелепо,
безнадежно влюбившейся в клиента, сына
самого герцога, плакавшей в подушку, и
решившейся на самоубийственный побег
из-за несчастной любви и безразличия
любимого.
Простые бытовые сказки –
крестьяне в деревне, мельник, трактирщик,
незамысловатые, забавные, трогательные
истории о быте и нравах.
Жестокие
романсы – истории обитателей городского
дна, полные порока, жажды, алчности,
истории падения.
Рыцарский роман –
доблестный витязь, благородный граф, у
которого было все – богатство, власть,
доблесть, слава, но не было главного –
сына.
Драма – история девочки-сироты,
вместе с другими детьми чудом спасенной
из чумного города отцом, отдавшим ради
этого свою жизнь, одинокой некрасивой
бродяжки с наследственным даром
предвидения, медленно сводящим ее с
ума.
Мистика – история Филиппа ван
Асхе, представителя Гильдии, имеющей
монополию на проведение Обряда (именно
так, с прописных букв!), господина средних
лет, имевшего власть и влияние, о каких
даже сам герцог и мечтать не мог,
открывающего любые двери, находящего
доступ к любой душе, человека с сотнями
улыбок, увлеченного исследователя,
здравомыслящего фанатика, которого за
глаза (а некоторые и в лицо) называют
Хеннигским Душегубом.
Детектив –
история монаха Гонория, тщательно и
неустанно разыскивающего скрытый
Гильдией секрет Обряда и истово жаждущего
передать власть, захваченную Гильдией,
в лоно Церкви. Погоня за ускользающей
тайной, бег наперегонки со смертью.
Страшная
восточная сказка о первом Гильдейце,
враче, лазутчике, переводчике, создавшем
чудо, сотворившем Бога, проложившем
путь, по которому пошли сотни последователей,
и скрывшегося от них в смерть, прежде
чем его знание стало бы доступно любому
из них.
И наконец, волшебная сказка,
веселая, светлая, трогательная, немного
страшная, немного грустная, как сама
жизнь – история деревенского мальчишки
со странными, необычными способностями.
В ней все: чудеса, счастливые случайности,
везение, удача, приключения, открытия,
любовь. Опасности и драки, как же без
них. Как лист, упавший в воду, плывет по
течению, из ручья в реку, из реки в океан.
Наивный ребенок становится отчаянным
подростком, подросток – храбрым юношей,
юноша – мужчиной, готовым сражаться и
погибнуть за дорогих ему людей.
Простые
истории, запутанные истории, такие
разные, соединенные талантом автора в
одну.
Основная же тема романа, как мне
кажется – это ожидание. С первых же
слов: «Душегуб задерживался»: ожидание
явления неизвестного пока еще Душегуба
в парадной зале дворца, вместе с семьей
герцога и цветом рыцарства Хеннинга.
Ожидание – верный спутник каждого
из героев Богадельни.
Ожидает в шалаше
в лесном овраге наступления ночи Вит,
опасаясь появляться в селе до захода
солнца после странного и непонятного
происшествия – вроде бы ничего не
натворил, а неспокойно, смутно на душе.
Ожидает подарка удачи, счастливого
случая бывший писец, попавшийся на
подлоге и оказавшийся на Дне, перебиваясь
случайными заработками, впадая по
временам в отчаянье и теряя всякую
надежду, но упорно продолжая ждать,
держась на одном озлобленном
упрямстве.
Ожидает граф результатов
розыска пропавшего мальчика, странного,
надо сказать, мальчика, замеченного в
городе. Мальчика, так подозрительно
похожего на рыцарей из Дома Хеннинга,
что это не может быть простой
случайностью.
Девушка ожидает
возвращения любимого, отправившегося
на поиски приключений, а точнее, нашедшего
эти самые приключения в больших
количествах, чем он мог бы
рассчитывать.
Монах-кармелит ожидает
появления брата Августина, надеясь, что
тот проведёт его в святая святых Гильдии
– в место, именуемого Богадельней. Или
Филиппа ван Асхе. Или их обоих, что тоже
его очень устраивает.
Ожидает окончания
вечерней службы Душегуб у ворот обители
цистерцианцев.
Медлит у обрыва над
морем Бурзой по прозвищу Змеиный царь,
лелея в ладонях чашу с ядом и пытаясь
понять на пороге смерти – что я сделал
не так?
Ждет девочка на звездных
облаках.
Когда-нибудь ты умрешь. Думаю, скоро. Не заходи во врата рая мимо строгого привратника с ключами, подожди у обочины, поскучай вместе с душой Витки из Запруд в ожидании Витольда Бастарда.
Мне
было бы трудно ответить на вопрос, о чем
этот роман.
О единстве и соперничестве
души и тела? Безусловно. О взрослении,
становлении личности? И это тоже. Об
идее построения идеального общества,
в котором каждый на своем месте, и все
счастливы? В некотором смысле да. Или
это своего рода поиск ответа на вопрос,
стоит ли счастье всего человечества
слезы одного ребенка?
Думаю, каждый
найдет в Богадельне ту идею, которая
будет для него главной.
Для меня
Богадельня – роман о любви, о предназначенных
друг другу душах, которым неизбежно
суждено встретиться, потому что они –
уже встретились. Где бы ни были, сколько
бы ни лежало между ними миль и лет, души
их навсегда вместе.
А для вас?
< Предыдущая | Следующая > |
---|