Маг в Законе


Притча о Великой Державе и Маленьких Человеках - маги и Российская Империя начала XX века, жандармы, чей служебный "профиль" - эфирные воздействия; колдуны-каторжане...

Читать в библиотеке LitRes

 

...Бесконечно больное, рыхлое солнце зависло над притихшей равниной, все медля скатиться за горизонт; алый фильтр наползал на линзу закатного прожектора, багряными отсветами заливая зубцы крепостных стен, заново окованные створки ворот, узкий полумесяц деревянных телег и нескончаемые ряды коленопреклоненных людей с опущенными головами...
А между мной и ними стоял Сарт. Великий зритель Сарт, променявший свою кричащую душу на бездонную пустоту, ненавидящий холодный свой разум, как умеет ненавидеть только бывший ученик великого палача, бывший великий мастер властных слов, бывший... Кем еще был на своих дорогах Сарт?! — давно вычеркнувший себя из рода человеческого, но вставший впереди людей на пути Бездны Голодных глаз…

«Войти в образ» (цикл «Бездна Голодных глаз»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: jack_bird - «Побег на рывок»

"Ангелы Ойкумены" Олди: как и следовало ожидать, грустная книга получилась - вопреки хэппи-энду, обещанному с первого тома - ежель драматург главному герою родной отец, свадьбы в финале не избежать, но авторы вовсе не скрывают, какой этот финал литературный, да еще тычут читателя носом в "псевдо... псевдо... псевдо..." Словом, авторы нормальные люди, на уме у них примерно то же, что у большинства нормальных людей, а пишут они прекрасно, за что им спасибо. Больше про книгу не буду, читайте - по-моему, стоит, а немножко собственных слов, навеянных еще и "Криптономиконом" - как водится, под кат

Помнится, аспирантик, который вел у нас семинар по М-Л философии, дал мне почитать Н. Федорова. (Среди философов было много совсем не марксисто-ленинцев, а религиозных, кажется, больше, чем в любой другой области науки). Мне тогда идея "воскрешения отцов" - реального, телесного воскрешения *всех* предков, как цели существования человечества, показалась совершено безумной, но и безумно прекрасной. Невероятная вера в человека, надо сказать - боюсь, сейчас бы его первым делом ехидно спросили, надо ли воскрешать Гитлера и Сталина - и, боюсь, он бы ответил, что надо.
После думала: человек, верящий в бессмертие, должен совсем по-другому относиться к убийству. Для него спасение души безмерно важнее такой мелкой неприятности на вечном пути, как смерть. И убийство - злодеяние в первую очередь по отношению к себе, к собственной душе. Мораль - честь в том числе - важнее жизни. (У Голсуорси был персонаж, принявший ислам, потому что фанатики, готовые его зарезать за веру, рыдали, не желая его убивать - а он был атеистом, просто пожалел идиотов - и себя, кстати. Английское общество его травило). Для Европы эта стадия истовой веры в бесмертие души вкупе с пренебрежением земной жизнью на данный момент позади (помню, где-то читала об осаде, где мирных жителй выгнали из города, чтобы не отнимали еду у солдат, а осаждающие их дальше рва не выпускали, чтобы ослабить моральный дух защитников крепости. У женщин с младенцами забирали детй - крестили и сбрасывали обратно. Европа. Времена Столетней войы, кажется). Какое-то время казалось, что и для Азии это прошло. Сейчас подозреваю, что и в Европу может вернуться. Тесно нам... Федоров предполагал космическую экспансию и прочие научные методы. Чудак!

Внешняя угроза - отменный способ этногенеза. Засуха отрезает степные угодья - и голодающие мелкие племена сбиваются в империю. Англия рвет французские княжества по кусочкам - и народная героиня ведет за собой *французов* - а не "Бургундию, Нормадию, Шампань или Прованс". Любая угроза *племени* заставляет людей сплотиться - и ощетиниться против чужих. В побежденой, ограбленой до нитки Германии... в голодной, полумертвой после Гражданской России... ну, дальше понятно. При этом строение общества сводится к самой эргономичной форме - пирамиде. Тоталитаризм, говорите? Ага... Для меня практический вывод: ребята, хотите жить мирно - не дерите с соседей семь шкур, а в беде еще и помогите. Почему-то политики этого раз за разом не делают. Ведут себя так, как будто на всех никак не хватит, и задавить соседа - единственный способ выжить. М.б, это действительно так - я не экономист. Тогда хоть - не унижайте! Оставьте побежденому достоинство -м.б. в постиндустриальном обществе слово "оскорбление" и утратит смысл, но побежденные на столь высоком уровне обычно не мыслят.

В победу "пути добра" через войну не верю - по дороге к победе от добра уже остаются жалкие ошметки, приходится начинать гораздо ниже - в смысле морали, культуры - чем были до войны. Добро на войне не побеждает никогда - в лучшем случае ему удается выжить - побеждает сила в разных формах. Выигрывает - понятно, тот, кто не ввязася в бой. Иногда он представляет добро. Редко. Добро с кулаками - для меня оксюморон. Сказка про дракона -тоже старая...

Иногда побеждает меньшее зло - если кто-то считает, что существование некой силы большее зло, чем война, ему следует идти воевать. Активно. Не вязать носки и не собирать деньги - стрелять и подставлять лоб. Для меня лично такое зло - прямой геноцид (не попытка ассимиляции и т.п. - с ней можно бороться другими средствами).

Думаю: пока идет война, всем НЕ воюющим следует воздержаться от осуждения какой-либо из сторон. Поскольку поддержка одной стороны разжигает войну. Боюсь, что люди, умирающие на войне - в огромном большинстве хорошие, в смысле, бескорыстные, альтруистичные, самоотверженные и т.п. Обманутые или обманувшиеся - тоже почти всегда. Ждать, что они будут людьми по отношению к противнику - нелепо. Начиная войну, уже отказывают врагу в праве на человечность. Наемники? Инструмент войы, изгои в мирное время? в чем-то лучше (чуть-чуть), но это опять возврат европейской культуры к прошлому. Не знаю, всегда ли это плохо - не люблю, когда сносят до основания...
Месть - способ продлевать зло до бесконечности. После войны следовало бы не судить побежденных, а разбирать, как шахматную партию - бесстрастно и беспристрастно - ошибки, причины, которые к войне привели. Бесстрастно, потому что унижение, тем более, обида на несправедливость - зародыш следующей войны. Победители в предыдушй называют его реваншизмом.

После войны, рано или поздно, все равно придется мириться - так лучше уж раньше, пока хоть есть кому.. Ну, это уж совсем банальность - в теории...

Подумавши - исправлю про безнадежность у Олдей. Грустная - точно, но надежду авторы все же какую-то обещают -правда, как мудрый старец из Ходжи Насреддина - путем нравственного самосовершенствования, примерно через пять тысяч лет. А мне, как и Насреддину, хотелось бы чуть поскорее. Насчет способа - возражений нет.
Да, а еще - там много любви, дружбы и хороших людей - и это прекрасно.

А теперь пойду перечитывать "Много хороших людей и один завистник" - по ассоциации - потому что нового больше не могу, а хорошего на ночь хочется:)))

jack_bird


Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди