Гарпия

(роман из цикла "Чистая фэнтези")


Поэт Томас Биннори, любимец короля, умирает от душевной болезни. Все усилия лекарей и магов тщетны. Спасти несчастного может лишь гарпия – женщина-птица из резервации на Строфадских островах...

Читать в библиотеке LitRes

 

— Ни, який же я ликар, ясна пани? — искренне удивился дед, разоблачаясь и шмыгая носом-картошкой. — Пасичник я, Рудый Панько, тут, окромя вас, меня всяка собака знает! И пан Юдка знает, мы пана Юдку с Божьей помощью третий раз за пейсы из домовины тащим! Вы, пани ясна, не терзайте серденько, я не ликар, от меня ему вреда не будет...
— Пусти его! — прохрипел с кровати Юдка, и Сале подчинилась.
— Славно тебя стрелили, жид, славно, лысый бес начхай им в кашу! — бурчал дед, ловко сдирая присохшую повязку и со знанием дела осматривая рану. — Хто ж это так?! Ой, славно, аж завидки берут...

«Рубеж», книга первая «Зимою сироты в цене»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: jack_bird - «Побег на рывок»

"Ангелы Ойкумены" Олди: как и следовало ожидать, грустная книга получилась - вопреки хэппи-энду, обещанному с первого тома - ежель драматург главному герою родной отец, свадьбы в финале не избежать, но авторы вовсе не скрывают, какой этот финал литературный, да еще тычут читателя носом в "псевдо... псевдо... псевдо..." Словом, авторы нормальные люди, на уме у них примерно то же, что у большинства нормальных людей, а пишут они прекрасно, за что им спасибо. Больше про книгу не буду, читайте - по-моему, стоит, а немножко собственных слов, навеянных еще и "Криптономиконом" - как водится, под кат

Помнится, аспирантик, который вел у нас семинар по М-Л философии, дал мне почитать Н. Федорова. (Среди философов было много совсем не марксисто-ленинцев, а религиозных, кажется, больше, чем в любой другой области науки). Мне тогда идея "воскрешения отцов" - реального, телесного воскрешения *всех* предков, как цели существования человечества, показалась совершено безумной, но и безумно прекрасной. Невероятная вера в человека, надо сказать - боюсь, сейчас бы его первым делом ехидно спросили, надо ли воскрешать Гитлера и Сталина - и, боюсь, он бы ответил, что надо.
После думала: человек, верящий в бессмертие, должен совсем по-другому относиться к убийству. Для него спасение души безмерно важнее такой мелкой неприятности на вечном пути, как смерть. И убийство - злодеяние в первую очередь по отношению к себе, к собственной душе. Мораль - честь в том числе - важнее жизни. (У Голсуорси был персонаж, принявший ислам, потому что фанатики, готовые его зарезать за веру, рыдали, не желая его убивать - а он был атеистом, просто пожалел идиотов - и себя, кстати. Английское общество его травило). Для Европы эта стадия истовой веры в бесмертие души вкупе с пренебрежением земной жизнью на данный момент позади (помню, где-то читала об осаде, где мирных жителй выгнали из города, чтобы не отнимали еду у солдат, а осаждающие их дальше рва не выпускали, чтобы ослабить моральный дух защитников крепости. У женщин с младенцами забирали детй - крестили и сбрасывали обратно. Европа. Времена Столетней войы, кажется). Какое-то время казалось, что и для Азии это прошло. Сейчас подозреваю, что и в Европу может вернуться. Тесно нам... Федоров предполагал космическую экспансию и прочие научные методы. Чудак!

Внешняя угроза - отменный способ этногенеза. Засуха отрезает степные угодья - и голодающие мелкие племена сбиваются в империю. Англия рвет французские княжества по кусочкам - и народная героиня ведет за собой *французов* - а не "Бургундию, Нормадию, Шампань или Прованс". Любая угроза *племени* заставляет людей сплотиться - и ощетиниться против чужих. В побежденой, ограбленой до нитки Германии... в голодной, полумертвой после Гражданской России... ну, дальше понятно. При этом строение общества сводится к самой эргономичной форме - пирамиде. Тоталитаризм, говорите? Ага... Для меня практический вывод: ребята, хотите жить мирно - не дерите с соседей семь шкур, а в беде еще и помогите. Почему-то политики этого раз за разом не делают. Ведут себя так, как будто на всех никак не хватит, и задавить соседа - единственный способ выжить. М.б, это действительно так - я не экономист. Тогда хоть - не унижайте! Оставьте побежденому достоинство -м.б. в постиндустриальном обществе слово "оскорбление" и утратит смысл, но побежденные на столь высоком уровне обычно не мыслят.

В победу "пути добра" через войну не верю - по дороге к победе от добра уже остаются жалкие ошметки, приходится начинать гораздо ниже - в смысле морали, культуры - чем были до войны. Добро на войне не побеждает никогда - в лучшем случае ему удается выжить - побеждает сила в разных формах. Выигрывает - понятно, тот, кто не ввязася в бой. Иногда он представляет добро. Редко. Добро с кулаками - для меня оксюморон. Сказка про дракона -тоже старая...

Иногда побеждает меньшее зло - если кто-то считает, что существование некой силы большее зло, чем война, ему следует идти воевать. Активно. Не вязать носки и не собирать деньги - стрелять и подставлять лоб. Для меня лично такое зло - прямой геноцид (не попытка ассимиляции и т.п. - с ней можно бороться другими средствами).

Думаю: пока идет война, всем НЕ воюющим следует воздержаться от осуждения какой-либо из сторон. Поскольку поддержка одной стороны разжигает войну. Боюсь, что люди, умирающие на войне - в огромном большинстве хорошие, в смысле, бескорыстные, альтруистичные, самоотверженные и т.п. Обманутые или обманувшиеся - тоже почти всегда. Ждать, что они будут людьми по отношению к противнику - нелепо. Начиная войну, уже отказывают врагу в праве на человечность. Наемники? Инструмент войы, изгои в мирное время? в чем-то лучше (чуть-чуть), но это опять возврат европейской культуры к прошлому. Не знаю, всегда ли это плохо - не люблю, когда сносят до основания...
Месть - способ продлевать зло до бесконечности. После войны следовало бы не судить побежденных, а разбирать, как шахматную партию - бесстрастно и беспристрастно - ошибки, причины, которые к войне привели. Бесстрастно, потому что унижение, тем более, обида на несправедливость - зародыш следующей войны. Победители в предыдушй называют его реваншизмом.

После войны, рано или поздно, все равно придется мириться - так лучше уж раньше, пока хоть есть кому.. Ну, это уж совсем банальность - в теории...

Подумавши - исправлю про безнадежность у Олдей. Грустная - точно, но надежду авторы все же какую-то обещают -правда, как мудрый старец из Ходжи Насреддина - путем нравственного самосовершенствования, примерно через пять тысяч лет. А мне, как и Насреддину, хотелось бы чуть поскорее. Насчет способа - возражений нет.
Да, а еще - там много любви, дружбы и хороших людей - и это прекрасно.

А теперь пойду перечитывать "Много хороших людей и один завистник" - по ассоциации - потому что нового больше не могу, а хорошего на ночь хочется:)))

jack_bird


Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди