Гарпия

(роман из цикла "Чистая фэнтези")


Поэт Томас Биннори, любимец короля, умирает от душевной болезни. Все усилия лекарей и магов тщетны. Спасти несчастного может лишь гарпия – женщина-птица из резервации на Строфадских островах...

Читать в библиотеке LitRes

 

Чашка, из которой нельзя пить. Меч, которым нельзя рубить. Книга, написанная на незнакомом языке; музыка, слышимая только самому музыканту. Бессмыслица? Да, конечно. Но чем старше я становлюсь, тем чаще видится мне в снах эта чашка, этот меч и эта книга. А вы, глупцы, просите, чтобы я рушил горы и обращал реки вспять! Не надо, дайте мне состариться в радости...

«Шмагия»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: nerohelp - «Куколка»

Знатоки космической фантастики говорят, что весь обширный пласт литературы, касающийся бесконечности над нашими головами, можно поделить на несколько частей. Стадии освоения межзвездного пространства предлагается именовать в соответствии со стадиями освоения человечеством мирового океана и земель за морем. Аналогия элементарная и красивая в своей простоте действительно позволяет классифицировать большую часть космической НФ от робких прибрежных рейдов на плохо управляемых ладьях до кругосветных переходов эпохи великих открытий и далее к тому моменту, когда путешествие по морю для одних становится приятным отдыхом, а для других и вовсе - рутиной.

«Ойкумена» Генри Лайона Олди давно оставила своих Магелланов и Колумбов за кормой. Человечество бурно произрастает во множестве миров, регулярно отправляя споры-корабли к неохваченным угодьям. Но то, что некогда имело статус подвига, ныне превратилось в обычную работу.

Тем не менее опасность существует. Со времен Моби Дика даже самые крупные морские твари редко тревожат корабли Земли. А вот в космосе харьковского писателя обитают-таки создания, способные проглотить судно с потрохами. Хищные флуктуации континуума принимают в воображении людей формы мифических чудовищ.

Верный своим приемам Генри Лайон Олди населил космос «дэвами», «кракенами» и «гидрами» не ради забавы. Монстры пространства являются частью тайны для зрителя и четко выверенной схемы для автора. В этой конструкции нет лишних деталей. Каждый персонаж выходит на сцену в свое время. Словно умелая стриптизерша, роман открывает свои прелести не сразу, приводя читателя в состояние приятного возбуждения.

Первая часть литературного стриптиза («Кукольник») посвящена знакомству с персонажами: театром необычных марионеток с планеты Сечень, его владельцем графом Мальцевым, гениальным безумцем Адольфом Штильнером, обворожительной стервой Юлией, железным легатом Гаем Тумидусом и хитрым антисом папашей Лусеро. В центре узора - главный герой (по-настоящему главный!) Лючано Борготта по прозвищу Тарталья. Карабас Барабас, деспот театра контактной имперсонации и бывший тюремный экзекутор, косвенно причастный ко всему человек времени и места.

Вторая книга открывает новый виток приключений (злоключений?) бедового невропаста. Раб на галере, а теперь гладиатор-семилибертус, Борготта начинает свое движение с планеты Террафима, невольно постигая психологические особенности народа помпилианцев. Каскад ретроспектив, настигающий главного героя в моменты забытья, как и в первой части, стремится к настоящему, догоняя «сегодня» в районе эпилога. На сей раз это не воспоминания Лючано Борготты, а видения прошлого, транслируемые фрагментом флуктуации, засевшей в голове Тартальи после атаки фагов на звездную галеру «Этна».

Расы Ойкумены - еще одна часть головоломки, предложенной читателям харьковскими соавторами. Идея дифференцировать человечество в космическом будущем не так уж и нова. Многие фантасты обращались к этому приему, выводя из общего, «земного» корня разнообразные всходы. В случае Генри Лайона Олди разделение происходит по трем основным направлениям: способ обращения с энергией, вытекающая из этого способа аутентичная психосоматика и. наконец, внешние, этносоциальные особенности, образную базу для которых дали яркие представители земных культур. Прогресс и реакция от взаимодействия вудунов, брамайнов, вехденов, гематров, техноложцев. помпилианцев и варваров - есть движущая сила и причина образования событийного узора, который столь кокетливо и осторожно открывается нам по мере освоения «Космической симфонии».

«Вот это да!» - может воскликнуть восхищенный поклонник. - «Как быстро и ловко сумел писатель, сделавший себе имя на «земных» вещах, переселиться в космос!»

Но не спешите удивляться. На самом деле никакого переселения не случилось. Космос Генри Лайона Олди - это в первую очередь подмостки, на которых разворачивается всем нам хорошо известный философский боевик. Более того! За пределами вещественной плоскости реальности в романе присутствует также полноценная и самостоятельная плоскость энергетическая или, если желаете - духовная. И в этой плоскости царит «необъяснимое» - то есть старая добрая магия. Писатель просто совместил мифическую составляющую с достижениями научной фантастики. Так, древние греки, освоив высокотехнологичный процесс изготовления колесниц, не замедлили усадить на них своих божеств.

Итак, две трети одежды сброшено. Остались скрытыми только самые пикантные части. Что ожидает зрителя, досмотревшего стриптиз до конца, всем известно. А какую развязку предложит доведенному до экстаза читателю блестящий харьковский дуэт - можно только догадываться. Да и то не вдруг отгадаешь.

Итоговая оценка: 8,5 баллов из 10!

nerohelp

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди