Маг в Законе


Притча о Великой Державе и Маленьких Человеках - маги и Российская Империя начала XX века, жандармы, чей служебный "профиль" - эфирные воздействия; колдуны-каторжане...

Читать в библиотеке LitRes

 

И долго потом рассказывали пастухи Бескид друг другу, как старый князь Лентовский стал одноглазым, как княжич Янош в бешенстве чуть было не зарубил насмерть корчмаря Иошку, и лишь проворство ног спасло последнего, как горела корчма, подожженная гайдуками Лентовского, а старый князь, прижимая к разодранной глазнице окровавленный плат, рычал сорванным голосом:
— Жгите! Все жгите, сукины дети!.. о, пся крев...
О женщине и ее собаке не вспомнил никто.

«Пасынки восьмой заповеди»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: daria_mend - «Бездна голодных глаз»

Общая сюжетная схема "Бездны голодных глаз"

Цикл анализируется as is - без учёта первоначальных вариантов рассказов, которые в него вошли.

Всё нижесказанное является размышлением постороннего литературоведа на тему "что хотел сказать автор".

С момента создания цикл выходил несколько раз, иногда издатели меняли по своему усмотрению порядок романов. По итогам личного размышления и поискам по фан-сайтам, оптимальным считается следующий порядок частей:

"Дорога"
"Сумерки мира"
"Живущий в последний раз"
"Страх"
"Ожидающий на Перекрёстках"
"Витражи патриархов"
"Войти в образ"
"Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой"
"Восставшие из рая".

В цикле несколько миров, несколько сквозных идей и героев. При этом у центрального персонажа цикла - беса Марцелла - несколько воплощений - "те, которые я" - собственно Марцелл, Андрей (Анджей Вольски (повесть "Вошедшие в Отросток" романа "Дорога" и роман "Восставшие из рая"), возможно, Сарт..

Описание героя Мома ("правдивый во лжи" - "Войти в образ") очень напоминает христианские представления о дьяволе (ср. эпиграф к "Фаусту" - "Часть силы той, что вечно хочет зла и вечно совершает благо") - возможно, он и есть тот "дьявол-ренегат", который первым предложил людям договор на бессмертие. Впрочем, художественные представления Олди о природе зла, как правило, отличаются от христианских, с христианскими мотивами (а также с мотивами некоторых других религий, но не так глубоко) он работают творчески. Есть основания также полагать, что Мом - "Человек с Бездной внутри - это Даймон.

Как минимум дважды в составе цикла допущена инверсия - в романе "Дорога" читатель сначала знакомится с Марцеллом (книга "Право на смерть") и только потом узнаёт историю происхождения бесов (бессмертных) и бездны; в финале "Страха" неожиданно оказывается, что рассказанные события - предыстороия "Живущего в последний раз", хотя сам текст "Живущего" в начальных главах не совпадает со "Страхом".

В хронологическом порядке содержание романа "Дорога" выглядит следующим образом.

На Земле люди постепенно сдавались в плен удобству вещей. В результате вещи, на которые постепенно перекладывалась необходимость думать и иногда - творить, приобретали одушевлённость и, в конце концов, обзавелись подобием души. На планете начались бунты одушевлённых вещей, в результате чего люди постепенно сбежали из городов, но вещи настигли их и вне городских границ. В ответ на бунты вещей среди людей появляются особые люди - Бегущие вещей, или Пустотники.

В то же время появляется некий "дьявол-ренегат", которого не устраивают души вещей, и в борьбе за человеческие души он предлагает людям договоры на новых условиях - души отныне меняют на бессмертие. Так на земле появляется новая категория обитателей - бесы (бессмертные), которые затем могут проживать множество жизней, кочуя по мирам (большая Эмиграция). Однако души бессмертных, не могущих умереть, выделяют особую субстанцию - желание смерти. Так вокруг Земли и некоторых других миров образуется некросфера - она же Бездна или Бездна голодных глаз. Бездна, не могущая производить, творить ничего нового и живого, постепенно обволакивает планету.

Для нейтрализации Бездны в одном из миров изобретён "кодекс веры" (повесть "Право на смерть"). Убирая из мира, стремящегося к смерти и разрушению, творческое начало, Пустотники на некоторое время сдерживают и развитие Бездны, которая теперь поддерживает своё существование, высасывая жажду творчества и жизни из мира.

В то же время Марцеллу всё время мерещится "Зал ржавой подписи - место, где хранятся договоры с дьяволом людей, получивших бессмертие (по факту - обладателей душ, части которых составили Бездну).

Разные повести части "Предтечи" описывают разных людей, ставших пустотниками, и одновременно поднимает разные аспекты проблемы "человек-творчество-вещи" - в "Восьмом круге подземки" это - история борьбы с вещами, превратившейся в реалити-игру, в Монстре показан главный герой особой разновидности Пустотников - "меченый зверем" - в следующих романах ("Сумерки мира") они будут называться "тварьцами". В "Смехе Диониса" поднята проблема, когда творчество - написание музыки - постепенно переходит в руки вещей.

В повести "Вошедшие в Отросток" Марцелл-Анджей оказывается в отростке Некросферы - особом органе Бездны, которым она питается, вытягивая из людей желание жить. Вращаясь в мире абсурда, Анджей хочет умереть, и это также ослабляет Некросферу на время, но не навсегда ("выйграна не война, но бой").

"Сумерки мира". Действие происходит в мире "Права на смерть" (судя по названием городов). Ещё в финале "Права на смерть" бесы начали вступать в браки с людьми. Потомки этих браков - "девятикратные" живут несколько раз. Пустотники из числа девятикратных составляют особую касту - саларов, скользящих в темноте. Однако в мире есть другие сверхъестественныесущества - от браков "меченых зверем" - обладающих двойной сутью - людей и животных - стали рождаться оборотни - "изменчивые". Мир теперь наполнен конфликтами девятикратных и изменчивых, но люди из него постепенно исчезают - вступая в браки с девятикратными, женщины рождают новых детей, живущих многократно. Равновесие опять нарушается, и в мире появляются посланцы Бездны - варки.

Бес Марцелл уходит в зал Ржавой подписи, бесы спускаются в пещеру Пенатов Вечных, а люди выдумывают новую религию - они уходят в Бездну и возвращаются в мир как его посланцы - вампиры - варки. В результате Марцелл (за танец с метательным бабочка названный Танцующий с молнией), салар Сигурд Ярроу, изменчивый Солли и Пустотник Даймон (тварец, один из последних сыновей Большой Твари бросают вызов Бездне. Марцелл записывает Бездну в Книгу и выковывает меч "Тяжёлый блеск". Обломок этого меча снова появится в "Восставших из рая" с именем "Меч, которого нет".

В романе впервые начинает громко звучать тема религии - сначала бога делают из Марцелла, затем, по возвращении тому приходится стать жрецом, и идти за поклонявшимися ему людьми, когда они вошли в двери Бездны и вернулись в мир в качестве варков. Даймон входит в дверь Бездны и берётся выписать её в Книгу, однако став Книгой, Бездна остаётся Бездной и Марцелл уходит в неё.

"Живущий в последний раз". Книга о любви девятикратного Эри и девушки-варка Лаик, которым удаётся обмануть Бездну - умереть - и вернуться. Преодолев Безну, Эри и Лаик открывают рай для варков - мир, в котором те смогут прожить ещё одну жизнь. Этот мир снова будет изображён в "Восставших из рая".

В романе появляются Сарт, Грольн, льняной голос, которые потом станут мифотворцами в "Ожидающем на перекрёстках".

"Страх". Мир "Права на смерть", "Сумерек мира" и "Живущего в последний раз", завуалированная предыстория предыдущего романа, что выясняется только на последней странице. "Книга Бездны" ещё не дописана. Марцелл ищет Знающих, пишущих Книгу Небытия, и противостоит некоему брату Лоренцо - посланнику Бездны, который убивает людей страхом. Лекарь Якоб подкладывает Лоренцо своего новорожденного сына, пытаясь убить которого Лоренцо погибает - младенец не знает страха. В финале Эрих оказывается саларом Эри из предыдущей книги - довольно искусственная привязка.

"Ожидающий на перекрёстках". Снова мир предыдущего романа (?). Тема религии. Некие Предстоятели питаются верой, а для того, чтобы качать её из людей, стоят Дом на перекрёстке. Однако со временем выясняется, что дом живёт своей живёт своей жизнью (Ожившая вещь?), вытягивая из людей способность творить, играя с Предстоятелями. Предстоятели разрушают Дом. В качестве слуг Дома в романе действуют мифотворцы - из знакомых упомянуты Сарт и Грольн Льняной голос.

"Витражи патриархов" Мир, общий для этого и следующего романов. Тема творчества. Мир, в котором слова имеют силу заклинаний, но поэтому нет творчества вообще. В финале из мира уходит магия, но он остаётся чистым - поскольку стихи имели силу заклинаний, стихотворством тут вообще никто не занимался.

"Войти в образ". Мир предыдущего романа. "Чистый" от творчества мир Сарт и Мом используют для того, чтобы придать катарсису особую силу - т.к. его будут испытывать люди, до этого не знавшие религии, и с его помощью победить Бездну. Для этого они находят в нашем мире некоего Алекса Сайкина - актёра, играющего слишком по-настоящему, и предлагают ему, умерев в нашем мире, воплотиться в мире Витражей дважды - как Безмо для Степи и как "Девона-упурок" для города. В момент катарсиса, когда Алекс играет в третий раз - уже для обеих армий Мом выпускает из себя Бездну, а Сарт впускает в себя, намереваясь в будущем выписать как книгу. Бездна выглядит в романе скорее как невоплощённое творчество, которое жаждет воплощения.

"Ваш выход, или шутов хоронят за оградой". Ещё одно обращение к теме творчества. Теперь оно скорее - страшный дар, который главный герой Смоляков получает в наследство от некоего Скомороха. Скоморох вынужден убивать, как Алекс-девона, при этом обставляя смерти как театральную постановку. То есть, это какой-то "дурной катарсис". В финале повести этот дар уходит. Повесть сюжетно излишняя, хотя и связана с другими частями - в ней есть Сарт, и в то же время переходна к другому циклу - дилогии"Нам здесь жить" - сосед нынешнего главного героя является отцом героя дилогии.

"Восставшие из рая" Земной мир ("Вошедшие в отросток") пересекается с раем для варков из "Живущего в последний раз". Анджей-Сарт убивает Бездну-Книгу, освобождая варков из очередного мира, где нет свободы творчества - мира ритуалов. Впрочем, судя по последней сцене, когда обитатели заброшенного хутора, отыгрывая иной вариант событий, нежели было их течение в начале романа, сами выходят к главным героям, - финал открытый. Возможно, это опять не победа над Бездной, а выигранный единичный бой.

В "Восставших" неожиданно много христианских мотивов.

Ох, что-то коротко не получилось и яснее вряд ли стало.))

daria_mend

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди