Герой должен быть один

(1-я книга "Ахейского цикла")


Миф о подвигах Геракла известен всем. Но мало кто знает, что на юном Геракле пересеклись интересы Олимпа, павших титанов и царей Эллады. Герой и его брат-близнец Ификл с детства стали заложниками чужих интриг...

Читать в библиотеке LitRes

 

Барон фон Книгге шел походкой призраков, едва касаясь мостовой. Древний старец, чье имя украшало бронзу таблички на ганноверском погосте, прятал лицо. Сюртук болтался на скрипящем костяке; пальцы, лишенные плоти, впились в набалдашник трости. Спаситель Жизни от уготованного ей Будущего, он уходил, оставляя позади безлюдное, воняющее дымом жилище инженера Николя Карно — и пепел Механизма Пространства.
Мертвец вел свое войско дальше.

Замыкал процессию воин-азиат в чешуйчатом доспехе. С нагрудника скалился Тринадцатый дракон. За спиной генерала Чжоу, укрепленное на бамбуковом древке, реяло по ветру знамя — золото иероглифов на красном фоне. Ветер трепал шелк стяга, острым ногтем царапал знаки, злые и колючие...

«Алюмен», книга вторая «Механизм пространства»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Фарбер Максим - «Волчонок»

Не первый раз уже замечаю, что Олди в своих поздних произведениях отказываются от так называемого "барочного" стиля (который и принес им известность). Где "фразы с завитушками"? Нету. Где знаменитая полифония, переплетение сюжетных линий "косичкой"? Где "сага от первых лиц"? В этой книге — что вообще-то нетипично для Олдей — философия идёт отдельно ("контрапункты", глубокомысленные, хотя и небольшие, отступления от имени старого циркача), а боевик — отдельно. И, честно говоря, я бы предпочёл, чтобы дедушка Марка появлялся чаще. Клоун Луций великолепен, а Марк... Что Марк? "Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный..." (ну, вы поняли намек, да? И поняли — надеюсь — что это ирония ;)

Одним словом, все стало проще, даже чуть-чуть прямолинейней (это не хорошо и не плохо -- я всего лишь констатирую факт). Воистину, "герой должен быть один" а многоголосие... изжило себя? (кто знает, впрочем)

Но ближе к делу. Книг об армии написано великое множество. И почти все они не затрагивают "темные" стороны воинской службы. То, что армия делает юношей мужчинами -- это хорошо; однако надо бы показать, какой ценой (повальное пьянство, насилие и тому подобные "прелести"). Из всего этого мы видим лишь избиение Марка в нужнике. Логично было бы предположить, что там было не только избиение, но и кое-что еще... Почему нам этого не показывают во всех грязных и неприглядных подробностях? Может, потому, что авторы хотели написать пишут об "идеальной" армии? Не о той, какая есть, а о той, какая должна быть (ну бывает так — автору важнее показать не "чернуху" и не "бытовуху", а просто людей, их психологию). Впрочем, подробнее об этом я еще скажу — в конце отзыва ;))

+ Н'доли Шанвури. Вроде бы откровенная негодяйка, а почему-то обаятельна (вопрос: почему?..) Кстати -- мне одному кажется, что она еще сыграет свою роль в судьбе Марка (причем роль отнюдь не отрицательную?..)

+ Шпионские интриги, ясное дело, несказанно украшают роман.

+ авторы наконец-то сосредоточили фантазию в рамках одного универсума — что не может не радовать. Собственно, они ведь когда-то именно с этого и начинали (вспомните "Бездну"). Бесконечные скачкИ из мира в мир (Китай — Индия — Ниппон — а потом еще и арабы!) в свое время утомляли хуже некуда.

+ то, что с этим связано: в поздних книгах Олди появилось стремление — таки да! — объединить свои миры в нечто наподобие мета-вселенной. Сама идея Номосов, которые — при всем многообразии — сливаются в единый и цельный Космос, появилась еще в "Одиссее". Но там она была лишь намечена; да и вообще, у Олди начала 2000-х всегда наготове была отговорка (если спрашивают про наличие\отсутствие связок между книгами) — "наши произведения связаны не сюжетом, а авторами". И, честно говоря, это тоже утомляло.

Теперь, читая долгую ойкуменическую эпопею, как-то само собой понимаешь: и это всё, и предыдущие романы (типа того же "Баламута") — суть главы одной книги, "космо\номикона", так сказать. И имя этой большой-пребольшой книге — творчество Олдей.

+ (самое важное, наверно) первая "Ойкумена" была лишь прологом. Превращение Лючано Борготты в "людена"-супермена -- это не конец пути, а только его начало.

Стоит ли читать? Да, конечно стоит, это вообще не вопрос. Олди, как всегда, на высоте (если кого-то и отпугнет отсутствие привычных стилистических красот — могу посоветовать лишь одно: обратите внимание на психологию. Она прописана отлично, и временами — как я уже сказал — очень "вкусно", особенно в "клоунских" флэшбеках.

Ну, а то, что по форме это — космический боевик... Скажем прямо, я до сих пор военную НФ не особо-то читал (просто не мое, наверное... "Звезды — холодные игрушки" Лукьяненко, как и всем известный "Билл, герой галактики", все-таки не считаются. Это не боевики, а социальная фантастика под их видом). Так вот: именно потому, что не читал — "Волчонок" мне пошел нормально. Как в том анекдоте: " — Товарищ Расторгуев, вы так здорово поете про армию! Где служили-то? — Да не служил вообще... — Как?! вы же так хорошо поете про нее! — А вот потому так хорошо и пою, что не служил".

Фарбер Максим

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди