Я возьму сам

(3-я книга "Кабирского цикла")


Перед нами - поэма. Ведь аль-Мутанабби, главный герой романа - поэт, пусть даже меч его разит без промаха; а жизнь поэта - это его песня...

Читать в библиотеке LitRes

 

Через много лет, в послесловии к скандально известному сборнику стихов «Корни паутины», некий «кумир на час», как несправедливо назовут его критики, напишет: «Выбор — это, пожалуй, единственное, что ты не сможешь разделить ни с кем из живущих...»
Критикам никогда не узнать, что автор <<Корней паутины>>, отложив в сторону перо, видел дачу в Малыжино, больше похожую на разоренный муравейник, видел спальню для гостей, двоих новорожденных девочек, спящих, как могут спать только дети трех часов от роду, видел измученную женщину на смятой постели, высокого, сильного мужчину рядом с ней, видел на стене литографию Дюрера — нагие Адам и Ева пристально смотрят на яблоко в пасти скучающего змия, готовые в любой миг взять запретный плод или отдернуть руку; и кулак в груди мало-помалу разжимался, хрустя суставами.

«Маг в Законе», книга вторая

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Фарбер Максим - «Волчонок»

Не первый раз уже замечаю, что Олди в своих поздних произведениях отказываются от так называемого "барочного" стиля (который и принес им известность). Где "фразы с завитушками"? Нету. Где знаменитая полифония, переплетение сюжетных линий "косичкой"? Где "сага от первых лиц"? В этой книге — что вообще-то нетипично для Олдей — философия идёт отдельно ("контрапункты", глубокомысленные, хотя и небольшие, отступления от имени старого циркача), а боевик — отдельно. И, честно говоря, я бы предпочёл, чтобы дедушка Марка появлялся чаще. Клоун Луций великолепен, а Марк... Что Марк? "Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный..." (ну, вы поняли намек, да? И поняли — надеюсь — что это ирония ;)

Одним словом, все стало проще, даже чуть-чуть прямолинейней (это не хорошо и не плохо -- я всего лишь констатирую факт). Воистину, "герой должен быть один" а многоголосие... изжило себя? (кто знает, впрочем)

Но ближе к делу. Книг об армии написано великое множество. И почти все они не затрагивают "темные" стороны воинской службы. То, что армия делает юношей мужчинами -- это хорошо; однако надо бы показать, какой ценой (повальное пьянство, насилие и тому подобные "прелести"). Из всего этого мы видим лишь избиение Марка в нужнике. Логично было бы предположить, что там было не только избиение, но и кое-что еще... Почему нам этого не показывают во всех грязных и неприглядных подробностях? Может, потому, что авторы хотели написать пишут об "идеальной" армии? Не о той, какая есть, а о той, какая должна быть (ну бывает так — автору важнее показать не "чернуху" и не "бытовуху", а просто людей, их психологию). Впрочем, подробнее об этом я еще скажу — в конце отзыва ;))

+ Н'доли Шанвури. Вроде бы откровенная негодяйка, а почему-то обаятельна (вопрос: почему?..) Кстати -- мне одному кажется, что она еще сыграет свою роль в судьбе Марка (причем роль отнюдь не отрицательную?..)

+ Шпионские интриги, ясное дело, несказанно украшают роман.

+ авторы наконец-то сосредоточили фантазию в рамках одного универсума — что не может не радовать. Собственно, они ведь когда-то именно с этого и начинали (вспомните "Бездну"). Бесконечные скачкИ из мира в мир (Китай — Индия — Ниппон — а потом еще и арабы!) в свое время утомляли хуже некуда.

+ то, что с этим связано: в поздних книгах Олди появилось стремление — таки да! — объединить свои миры в нечто наподобие мета-вселенной. Сама идея Номосов, которые — при всем многообразии — сливаются в единый и цельный Космос, появилась еще в "Одиссее". Но там она была лишь намечена; да и вообще, у Олди начала 2000-х всегда наготове была отговорка (если спрашивают про наличие\отсутствие связок между книгами) — "наши произведения связаны не сюжетом, а авторами". И, честно говоря, это тоже утомляло.

Теперь, читая долгую ойкуменическую эпопею, как-то само собой понимаешь: и это всё, и предыдущие романы (типа того же "Баламута") — суть главы одной книги, "космо\номикона", так сказать. И имя этой большой-пребольшой книге — творчество Олдей.

+ (самое важное, наверно) первая "Ойкумена" была лишь прологом. Превращение Лючано Борготты в "людена"-супермена -- это не конец пути, а только его начало.

Стоит ли читать? Да, конечно стоит, это вообще не вопрос. Олди, как всегда, на высоте (если кого-то и отпугнет отсутствие привычных стилистических красот — могу посоветовать лишь одно: обратите внимание на психологию. Она прописана отлично, и временами — как я уже сказал — очень "вкусно", особенно в "клоунских" флэшбеках.

Ну, а то, что по форме это — космический боевик... Скажем прямо, я до сих пор военную НФ не особо-то читал (просто не мое, наверное... "Звезды — холодные игрушки" Лукьяненко, как и всем известный "Билл, герой галактики", все-таки не считаются. Это не боевики, а социальная фантастика под их видом). Так вот: именно потому, что не читал — "Волчонок" мне пошел нормально. Как в том анекдоте: " — Товарищ Расторгуев, вы так здорово поете про армию! Где служили-то? — Да не служил вообще... — Как?! вы же так хорошо поете про нее! — А вот потому так хорошо и пою, что не служил".

Фарбер Максим

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди