Гарпия

(роман из цикла "Чистая фэнтези")


Поэт Томас Биннори, любимец короля, умирает от душевной болезни. Все усилия лекарей и магов тщетны. Спасти несчастного может лишь гарпия – женщина-птица из резервации на Строфадских островах...

Читать в библиотеке LitRes

 

"Что я сделал неправильно? — думал Змеиный Царь, медленно поднося чашу к губам. Не из страха. Нет. Он медлил, пытаясь понять, и зная, что понять не успеет. — Что? Лучше бы она плакала. Страдания понятны. Естественны. Страдания в основе — это обычно. Раствор замешивают на крови и слезах. Но ее лицо... ее счастливое лицо!.. Что я сделал неправильно?!"
Яд в чаше отливал золотом.
Словно чья-то душа.

«Богадельня»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Лихоманов Ким Владимирович (AlisterOrm) - «Черный Баламут»

«Гроза в безначалье»:

Олди, оказывается, работали не только на поле античной мифологии, но и прошлись на казачий манер по индийской. Материальчик, конечно, непростой — греки, дети природы, всё-таки не создали такой сложной, многосоставной и необычной для нас вселенной могущественных сур, героических аватар и невероятнейших чудес горы Меру. И консультанта уровня доцента Шмалько у них не нашлось — могли бы, что ли, Бонгард-Левину написать... Однако — нет. "Гроза в безначалье" вышла значительно проще и мельче, чем "Герой должен быть один".

Да, чужая для нас культура, никуда от этого не денешься. Я знаком, конечно, с индусскими мифами, но достаточно слабо, и "Махабхарата", в отличии от "Илиады", не известна мне в своих подробностях и нюансах. Но, что характерно — ни один термин, ни один эпитет, ни один образ не заставил меня полезть ни в глоссарий, ни в "Википедию". У меня нет феноменальных знаний индусских верований, мне хватает читаных в школьные годы научпоповских сочинений.

Вывод: индийская мифология знакома Олди примерно на таком же уровне. Игра эпитетами, образами, экзотическим антуражем — вот секрет успеха. Впрочем, в любом случае мир не играет большой роли — всё здесь напоминает театральную постановку, где посреди фактически пустой сцены с минимальным набором декораций разыгрывается человеческая драма. Гангея Грозный, он же Дед, мог бы сменить своё имя на Зигфрида, Бхарату могли бы назвать Бургундией — смысл остался бы практически тот же. Дело вовсе не в антураже Древний Индии, которую попросту не чувствуешь — только через экзотику имён, названий, понятий... Ещё больше погружению в мир Индии мешает язык персонажей — нарочито русский-простонародный, видимо, он должен был показывать связь времён, но это не особо чувствуется...

В сухом остатке мы получаем просто фэнтези. Яркое, аляпистое, по олдиевски замороченное и закрученное фэнтези. Если слегка поскоблить яркую фреску индусской экзотики, под ней скрывается, в общем-то, простая (на момент конца первого романа), линия — судьба полубессмертного богатыря Гангеи, оказавшегося на острие опасных игр богов. Это, в своём роде интересно, но — пока — не отягощено глубокими философскими проблемами.

В целом, мне понравилось, как это сделано, ведь Олди — всё-таки мастера. Читаем дальше.



«Сеть для миродержцев»:

Олди продолжают плести сеть своего произведения, перерабатывая, вернее — пересказывая "Махабхарату", дополняя её криптоисторическими вставками. На этот раз они пустили в оборот "Дронапарву", и рассказали о нелёгкой судьбе Наставника Дроны, Брахмана-из-Ларца, совершенного воина. Казалось бы, есть разворот для эпоса, для героической фэнтези, однако авторы идут по другому пути. Они всегда пытаются внести в свои произведения элемент философии, сделать их интереснее для читателя, что называется, "с мозгами". Дрона в начале романа — даже в детстве — воплощение Правильности. Он — "Абсолютный Брахман", он знает вселенский Закон, и всегда исходит из Пользы. Это тебе уже не прямой и честный воитель и государственник Гангея Грозный — нечто иное. Дрона — человек, который никогда не сомневается в Законе и Пользе, который всегда знает, как нужно поступать. По сути, это целая философская проблема — человек-совершенство, лишённый всего, кроме "Закона", по сути, чудовище похлеще любого ракшаса.

Дрона, однако, у Олди вышел несколько противоречивым персонажем, они не стали ему отводить функцию аллегории. Он способен и на любовь, и на сочувствие, и на сомнение. На мой взгляд, это немного смазывает его образ, Дрона-человек появляется неожиданно и неизвестно откуда, также непонятно, почему у него меняется восприятие окружающего, не всегда отвечающее нормам Закона.

Но это ладно. Роман написан, как всегда, талантливо и ярко, однако постоянная мешанина фрагментов оставляет несколько смешанное впечатление. Слог хорош — но он, чаще всего, одинаков. По сюжету Индра разбирает различные записи посвящённые Дроне, и здесь можно с удивлением обнаружить, что текст, написанный простым городским десятником мало отличается от написанного богом мудрости Ганешей. Полифония не получилась — текст един, просто разодран на части, явно искусственно.

Итак, впереди третий роман, возможно, раскрывающий несообразности первых двух. На первый план выдвигается Чёрный Баламут, и вот уже поле Куру как бы не очень далеко... И всё же запутанное повествование, перегруженное лишними экзотизмами — не идёт в пользу.



«Иди куда хочешь»:

Всё-таки Олди сумели вытянуть конец на должный уровень — честь им и большая хвала. Не всегда получается это у них. Впрочем, идея-то у них достаточно простая...

Карна-Секач и Кришна-Баламут. Две стороны одной медали, по сути, ведь так? Они оба свободолюбивцы, Оба не любят ни Порядка, ни Пользы. Они вообще не ценят правил, идут поперёк тому, что пристало. Но судьбы их — разные... Дело в том, что Карна выбрал себе сторону, которую считал верной, и не пытался кроить мир под себя, не пытался ломать его об колено, чтобы сделать его лучше. Кришна...

Кришна — революционер. До мозга костей. Закон предполагает его рабство, как аватары бога? Что же, он ненавидит закон. Он вынужден подчинятся магическим законам варн? Он ненавидит этот закон. Этот мир, мир, в котором я страдаю, не должен существовать — так? И Кришна уничтожает его.

И эта реальность живёт по принципу "иди куда хочешь". Нет Закона — есть лишь Польза. Ты свободен в своём выборе. Невидимых нитей, скрепляющих варны, больше нет, нет богов, помогающих пастве. Теперь люди — спущенные с цепи звери... А "Бхагаван Кришна" — кому он нужен?... Всё равно он — абстракция...

Потому что создавая новый мир, ты думал лишь о себе — и он стал похожим на тебя.

Просто, проверенно, крепко. Олди берут не столько философичностью, сколько оригинальным антуражем, эклектикой и смелой игрой слов. Читать, конечно, интересно, но перегрузка "экзотикой" не идёт на пользу — в конце концов, когда стержневая идея становится явной, всё это кажется лишней шелухой.

Твёрдая четыре — написано по прежнему очень хорошо.



«Черный Баламут»:

Олди замахнулись на толкование одного из самых сложных эпосов древности — "Махабхарату". С греческими мифами как-то попроще, а здесь... "Эффекта узнавания", как в случае с гомеровскими творениями, от читателя не дождёшься. Тогда Олди поступили по другому. Они попросту взяли общий, весьма экзотический антураж, канву эпоса, персонажей — но предпочли не концентрироваться на духе, философии Древней Индии.

Мир чувствуется плохо. Это своеобразный аналог театральной сцены, где в минимуме декораций разыгрывается сложная человеческая драма, однако эффекта погружения нет. Есть впечатление экзотики, эклектики, однако происходящее на сцене, а уж тем паче, диалоги, оставляют желать лучшего. Действие могло бы происходит где угодно и красивости могли бы быть какими угодно — суть не изменилась.

Может быть, это философское произведение? Отчасти — да. Однако особо глубинных сентенций авторы не произносят. Это повесть о крушении старого мира, о Демиурге новой эпохи. О рабстве и ответственности за свои поступки. В принципе, ничего гениального здесь нет, основные мысли трилогии можно изложить в одном абзаце, но оформлено всё талантливо, врать не буду.

Персонажи — удались, каждый из актёров ровно и достойно играет свою роль, хотя в иных моментах она "смазывается". Грозный Дед — идеальный хранитель государства, "серый кардинал", воплощение Пользы, Брахман-из-Ларца — наставник, всегда поступающий по меркам Закона и Ушастик-Секач, олицетворение Любви, которая позволяет делать правильные решения по зову сердца. Человек, чьим именем назван цикл — Чёрный Баламут — скорее "потрясатель основ", сокрушающий раки привычного во имя собственной свободы, вернее, собственного рабства. Создающего мир, где нет Закона, Пользы и Любви... Где мир так же пуст, как и его создатель-революционер, не способный ничего построить на хрупком фундаменте.

Герои, как и положено в пьесе, играют чисто символическую роль. Так же, как и довольно неубедительные декорации, как словесные красивости, вышедшие из индийского эпоса, но напрочь теряющие свою роль на фоне богов, беседующих между собой, скажем так, на "русском простонародном". Антураж есть антураж, и за всё вышеперечисленное оценку можно было бы и снизить. Однако... Написано хорошо, завершено логично, философская составляющая, хоть и простенькая, доведена до логичного конца (у Олди часто бывает и по иному). Что ещё надо-то? Поэтому — твёрдая 4.

Лихоманов Ким Владимирович (AlisterOrm)

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди