Герой должен быть один

(1-я книга "Ахейского цикла")


Миф о подвигах Геракла известен всем. Но мало кто знает, что на юном Геракле пересеклись интересы Олимпа, павших титанов и царей Эллады. Герой и его брат-близнец Ификл с детства стали заложниками чужих интриг...

Читать в библиотеке LitRes

 

К "механизму" подвели двух белых овец с известной всем фермы Ее Величества. Я мысленно пожалел безвинные жертвы — и заметил принцессу де Ламбаль. Она смотрела на овец, тонкие пальцы сжимали веер... Версаль исчез. Зелень парка сменилась серой брусчаткой, из клубящегося тумана подступили еле различимые тени. Грядущее явилось мне! Первый удар сабли сбил с головы принцессы белый накрахмаленный чепец. Второй рассек ей лоб до левого глаза. Хлынувшая кровь мгновенно залила платье. Теряя сознание, де Ламбаль осела на землю, но убийцам хотелось продолжения. Женщину заставили подняться и идти по трупам. Видение длилось едва ли больше мгновения, но я запомнил каждую мелочь.
Надо ли говорить о моих чувствах?

«Алюмен», книга первая «Механизм времени»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: ivan2543 - «КУКОЛЬНИК»

ivan2543 (Фантлаб) 03 июня 2012 г. в 20:02
КУКОЛЬНИК
Долго не решался взяться за «космическую симфонию» Олди – уж слишком далеки были всегда авторы от этой темы. Вспоминаются только зачатки «планетарной» фантастики в повести «Витражи патриархов». Конечно, в таланте этих авторов усомниться трудно, но некоторые опасения были – вон, скажем, у Дивова ни разу не получилось написать хорошего фэнтези.
Уже после прочтения нескольких глав стало понятно, как Олди изящно упростили себе задачу. Большую часть книги рассказывает не о звездолетах, бластерах и космических сражениях, а о самых причудливых и невероятных пси-способностях различных обитателей Ойкумены – тема для авторов, мастеров боевых искусств и знатоков восточной философии, очень близкая! Собственно, и главный герой необычен именно тем, что обладает двумя совершенно несовместимыми спсобностями - «невропаста» (человека, корректирующего силой мысли поведение других людей с их согласия) и «экзекутора» (биоэнергетика, использующего внушение и акупунктуру для пыток).
Жанровое самоопределение, данное авторами – с подвохом. Олди решительно проводят границу между своим творение и стандартной космооперой. Если обычная космоопера – это чаще всего, все те же «меч и магия» под псевдонаучным соусом штампованных образов, то авторы «Ойкумены» зашли с другой стороны. Их произведение ближе к «научному фэнтези», то есть «сверхъестественные» способности героев не преподносятся как таковые, а скорее как физические феномены, не существующие или не изученные (кому как больше нравится думать) в нашей реальности.
Да, основное фантастическое допущение имеет, все же, научные корни. В этом альтернативном будущем наибольшее развитие получили миры, «продвигавшие» не технику, а пси-способности. Первые так и остались на уровне хозяев своих планет, заслужив ироничное прозвище «техноложцы». Зато остальные – гематры, превратившие себя в «живые компьютеры»; вехдены, мастера пирокинеза; брамайны – «живые реакторы»; вудуны – укротители энергетических форм жизни; - все они стали истинными покорителями космоса.
Мир «Ойкумены» населен людьми. Здесь авторы не стали оригинальничать – на каждой планете преобладает одна цивилизация, являющаяся дальнейшим развитием той или иной земной. Помпилианцы напоминают древних римлян, вехдены – иранцев, брамайны – индусов и т. д. В первой книге нет никаких объяснений, почему Вселенная заселена только одним разумным биологическим видом, но, учитывая, что место действия – явно не наш мир, это можно принять как данность. В конце концов, даже у Стругацких Саракш почему-то был населен в основном людьми. А Олди на твердую научность своей книги вряд ли претендуют.
Да, к научной фантастике «Кукольника» отнести сложно. Скорее, это экспериментальный психологический роман. Авторы подробно и убедительно представляют читателю личность представителя вымышленной профессии -  невропаста Лючано Борготты. В основе своей их мастерство похоже на мастерство кукольника, ведущего марионетку. У невропастов – свой кодекс чести, наподобие клятвы Гиппократа – они не могут использовать профессиональные навыки злонамеренно или без согасия клиента. Но однажды, против своей воли, Лючано приходится освоить еще одну профессию – экзекутора. Две взаимоисключающие психологические установки подрывают его здоровье – теперь в любой момент может нагрянуть сильнейшая головная боль, которая во время сеанса может передаться кукле. Однако, как-то жить и работать надо – тем более, что в остальном – он лучший в своем деле. И однажы приверженность профессии приводит Лючано к ряду неприятных ситуаций и очередному перелому в судьбе.
Главное достоинство и «фишка» книги, как я уже говорил – это достоверное описание психологии невозможных в нашем мире личностей. Помимо Лючано Борготты на страницах «Кукольника» мы встречаем помпилианца Гая Октавиана Тумидуса, чья раса не может существовать без рабов, и в чьи естественные потребности входит подавление чужой воли. Присуствуют и другие экзотические типы – но здесь вскрывается первый недостаток книги – отсутствие заявленной симфоничности. Весь сюжет так строго завязан на похождения невропаста, что для раскрытия остальных персонажей просто не остается места – читатель воспринимает их через восприятие главного героя. Забегая вперед, отмечу, что во второй части трилогии, которую я сейчас читаю, этот недостаток исправлен. В «Кукольнике» же все эти вехдены, брамайны, вудуны (ну, кроме помпилианцев, которых Борготта, к своему несчастью, изучил достаточно хорошо) так и остаются загадкой для читателя.
Еще один момент – «Кукольник» сам по себе не является самостоятельным романом, и финал в нем не то, чтобы открытый – его в нем попросту нет. Трудно назвать это недостатком, но странно, что авторы, так серьезно относящиеся к вопросам определения художественной формы, не были против подобного определения – заставили же квалифицировать «Золотаря» как повесть, несмотря на солидный объем! С другой стороны, я сразу купил омнибус, и не могу точно сказать, какое определение жанра стояло на отдельных изданиях – может быть, какая-нибудь «первая часть симфонии».
Достоинства произведения:
несмотря на экзотических персонажей – убедительный психологизм;
стиль и язык;
элементы литературной игры (описания рас, «поправка Джексона-Плиния» и т. д.);
интересный сюжет (правда, оборванный на самом интересном месте – но что делать, первый том трилогии).
Недостатки:
единственный серьезный недостаток – на обложке написано «симфония», в тексте я «симфонии» не слышу – театр одного кукольника.
Итог: соотечественники и, временами, соавторы Олдей Марина и Сергей Дяченко постоянно пишут психологические романы про обычных людей в фантастических обстоятельствах. Олди же усложнили задачу – им предстоит раскрыть перед читателем внутренний мир невероятной личности в невероятных даже для этой личности ситуациях. Начало отличное, продолжение должно быть еще лучше.
КУКОЛКА
При чтении второй части стало ясно – первая была только вступлением, даже не завязкой. Если в «Кукольнике» мы просто наблюдали ряд событий, происходящих с главным героем помимо его воли и знакомились с экзотикой мира Ойкумены, то здесь уже четко наметились как сюжетные, так и идейные «направляющие» всей эпопеи.
Да, начиная с «Куколки» «Ойкумена» получает полное право именоваться эпопеей, или, по авторскому определению – «симфонией». Пусть опосредовано, но ярко и драматично раскрываются перед читателем персонажи, о которых раньше можно было судить только по впечатлениям Борготты. Новая способность главного героя – ключ к тайнам мира, в котором он живет. Стоит ли удивляться, что при своей патологической неудачливости невропаст оказывается втянутым в шпионские интриги межзвездных масштабов?
Человек великой и трагической судьбы не обязательно похож на титана. Профессор Штильнер – истеричный алкоголик и отчасти авантюрист – лицо, совсем не вызывающее доверия при личной встрече. Трудно человеку, не умеющему проигрывать, самоуверенному, но при этом бесконечно доверчивому, доказать окружающим свою гениальность. Ведь гений – не обязательно благообразный старец с хорошо поставленным голосом, принимающий драматические позы. Его судьба напоминает – и в нашем мире много таких обыкновенных героев науки пало жертвами своей неубедительности и чужих амбиций.
Юлия Руф – рожденная подчинять, но бегущая от своего предназначения. Ведь цепи связывают не только рабов, но и господина. Однажды получившая одиночество свободы, недоступное расе помпилианцев, она боится вновь его утратить.
Трагедия антиса – повелителя космических трасс – кажется невероятной. Но того, кого нельзя победить силой, сразил яд коварства. История Нейрама вызывает отчасти ужас – весь ее смысл отражается в его невольном пророчестве: «…какие же, в сущности, хрупкие создания мы, люди.»
Окончательно реабилитирован в глазах читателей бывший легат Гай Октивиан Тумидус. Он не только защищает Борготту от ментального вмешательства, но и дарует ему свободу (пусть отчасти и вынужденно). Возможно, он наконец-то признает в невропасте равного – хоть и почти врага.
Мир Ойкумены – мир, пораженный разъединенностью и непониманием. Правительства и корпорации запутались в интригах, внешне так схожие расы с огромным трудом находят общий язык. Отдельные люди, желающие разбить границы, которые препятствуют эволюции и становятся причиной все новых войн, тайных и явных – люди эти разбросаны в пространстве Вселенной. И только когда все они объединят усилия, симфония Ойкумены зазвучит во всей своей красоте и мощи.
«Куколку», как и «Кукольника», сложно назвать полноценным романом. Он так же не имеет логического завершения, и сюжет обрывается, прерванный эпилогом «где-то и когда-то там». Но это, уже, в принципе, ожидаемо. Не вполне понятно так же присутствие в тексте маньяка-альгвасила – не с той же единственной целью, чтобы «все ружья выстрелили»? Возможно, весь этот эпизод нужен только для того, чтобы показать парадоксальную ситуацию, когда террористы и бывший заложник сражаются по одну сторону баррикад. То есть, если даже они смогли объединиться – значит, для человечества еще не все потеряно. Так или иначе, к концу второго тома наблюдается явный перекос в сторону экшна, что не слишком радует.
Но, впрочем, все эти недостатки меркнут на фоне грандиозной картины мира, созданной авторами. Вторая часть придает эпопее долженствующую глубину и еще сильнее затягивает читателя в мир Ойкумены.
Достоинства произведения:
стиль и язык;
психологизм;
мир.
Недостатки:
несколько сумбурный, расплывчатый сюжет.
Итог: сюжет стремительно закручивается. События принимают все большую масштабность и втянуты в них все больше интересных персонажей. Как показал опыт, оценивать отдельные тома «Ойкумены» - задача нецелесообразная, поскольку вряд ли их можно назвать самостоятельными произведениями. Однако, в сравнении с первым томом, уже можно поставить все 10 баллов – авансом. Посмотрим, что будет дальше.
КУКОЛЬНЫХ ДЕЛ МАСТЕР
Вот после прочтения третьей части стало окончательно понятно – «Ойкумена» является романом в шести частях, по непонятной причине разрезанным на три равные части, вопреки сюжетной логике.
Например, история террористов – начинается в середине второго тома и заканчивается в середине третьего…
Третьим томом доволен вполне. Он совершенно органично завершает «космическую симфонию», раскрывая тех персонажей, которым не удалось вполне проявиться в предыдущих частях.
Именно в третьем томе наиболее отчетливо разделение на две части. Одна завершает сюжетные линии второго тома, повествуя о возвращении блудного антиса. Вторая – притча, роман в романе – история об утопичном (антиутопичном?) обществе арестантов, безмятежно деградирующем под присмотром компьютера и гуманоидной сторожевой собаки.
О заключительной части эпопеи – отдельно. На станции «Шеол» все герои попадают в одну ловушку, из которой невозможно выбраться поодиночке. Этот эпизод нужен не просто для того, чтобы показать характер каждого в экстремальных условиях. В нем формулируется главная идея «Ойкумены» - человечество избежит деградации, если вместо изоляции и безвольности выберет единение и прогресс.
Ну и финал – Олди, помня о том, как трудно писать финалы, не стали оригинальничать.
Почти хэппи-энд и традиционный пир – хорошее окончание не только для сказки, но и для космической симфонии. Впрочем, «Ойкумена» - не из тех книг, что интересны только сюжетом – я думаю, что еще не раз буду ее перечитывать.
Достоинства произведения:
стиль и язык;
сюжет;
философия.
Недостатки:
практически отсутствуют, если только образ киноида показался мне несколько неубедительным – маловато в ней «собачьего» - впрочем, как говорится, художник так видит.
Итог: отличное завершение замечательной книги
*************************************************************
Роман «Ойкумена», разрезанный по маркетинговым соображениям на три равных и равноценных, но неполноценных тома, логичнее было бы разделить на шесть частей – как его и делят условно авторы. Поэтому, только прочитав его целиком, можно с полным правом делать выводы.
«Ойкумена» - книга о пагубной разделенности человечества (а в перспективе – не только его). Олди доводят ситуацию почти до абсурда – расы разделены не просто условными географическими границами, но живут на разных планетах, а отличия между ними не сводятся к цвету кожи и разрезу глаз – у некоторых из них присутствуют серьезные биологические отличия. У человека, от природы вынужденного порабощать и подчинять других, ничего общего не может быть с человеком, черпающим вполне себе физическую энергию из своих душевных страданий. И может ли повелитель огня, соблюдающий тысячи запретов, позволяющих оставлять свой дух в чистоте, найти общий язык с заклинателем духов, для которого чужое подсознание подобно экзотическому хищнику – которого можно приручить? В придачу в мире Ойкумены присутствуют и обычные люди – «варвары» и «техноложцы», не имеющие биоэнергетических отличий друг от друга, но принадлежащие к разным культурам. И представители множества профессий, развивающих скрытые возможности, свойственные разным расам – психиры, невропасты, телепаты…
На фоне этого космического Средневековья только антисы – сверхлюди, способные переходить в волновую форму, являются чем-то общим для большинства рас. И только они способны противостоять флуктуациям континуума – межзвездным формам жизни, отчасти разумным, отчасти - безумным.
Ойкумена далека от трагизма и беспросветности – но она очень похожа на реальность. Здесь немало войн и политических интриг, а подлостью можно низвергнуть с небес даже антиса.
Проблема Ойкумены – в том, что каждая из рас крепко замкнута в себе, не желая меняться. Между ними нет крайней враждебности, но и нет желания понять другого. Каждый имеет возможность быть довольным своим тупиком.
По Олди, только объединение человечества может привести к качественному прогрессу общества и вида. Каждая из культур является одним из отражений истины, и только их интеграция может дать приближение к полной картине. Естественно, речь идет об органичной интеграции, а не о разрушении исходного культурного кода и какой-либо индивидуальности. Это не утопическая попытка сбросить прошлое с корабля современности, а путь к осознанию общих проблем, стоящих перед всеми людьми. Создать новое, не уничтожая старое, а объединяя, сохраняя и преобразовывая опыт развития. Но это должно быть именно пониманием, а не просто терпимостью к «чужим». Механическая «толерантность», позволяющая каждой общности замкнуться в себе, упиваться своей независимостью и считать всех остальных загнанными в резервации – это временное решение проблемы, которое уже дорого обошлось современной цивилизации.
Птица Шам-Марг (Симург), покровитель и друг вехденского антиса – как и вся культура вехденов, родом из иранской мифологии. Царь птиц, который есть воплощенная истина – и он же – стая птиц, взыскующих этой истины и находящих ее в себе. Герои «Ойкумены» точно так же ищут путь к качественно новому человеку – и находят его неожиданно. Ни помпилианцев, ни вехденов, ни гематров, ни кого-либо другого нельзя «серийно» переделывать в антисов – но только соединение разных человеческих сущностей дает в сумме воплощение космического бога. В этом есть общее с хайнлайновским «Ты – это Бог»: истину нельзя создать в лаборатории или отыскать на небесах, ее можно только собрать по осколкам, разбросанным в ищущих душах.
Покорение космического пространства и качественное изменение человеческой природы – задача, разрешимая только для человечества в целом. Для нового человечества, объединившего свои силы и возможности, но оставившего в прошлом свои предрассудки. Примечательно, что во вселенной Ойкумены человечество практически не находит общего языка с другими формами разумной жизни – прежде, чем научиться понимать их, человечеству необходимо понять и осознать себя.
Достоинства произведения:
философия;
стиль и язык;
сюжет.
Недостатки: серьезных не обнаружено, но разделение на три части крайне неорганично.
Итог: необычный и причудливый мир, на первый взгляд, неожиданного произведения Олди. Впрочем, как выяснилось, Олди и о «далекой-далекой галактике» могут писать не хуже, чем о мифологической древности. За эпический размах, проработку персонажей, мира и сюжета «Ойкумене» можно простить мелкие «шероховатости». Написал бы «самая необычная книга», но Олди, к счастью, обыкновенных не пишут. 10 из 10.

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди