Ойкумена

(роман-трилогия: "Кукольник", "Куколка", "Кукольных дел мастер")


Космическая симфония, масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет. Судьбы людей представлены здесь в поистине вселенском масштабе.

Читать в библиотеке LitRes

 

...Бесконечно больное, рыхлое солнце зависло над притихшей равниной, все медля скатиться за горизонт; алый фильтр наползал на линзу закатного прожектора, багряными отсветами заливая зубцы крепостных стен, заново окованные створки ворот, узкий полумесяц деревянных телег и нескончаемые ряды коленопреклоненных людей с опущенными головами...
А между мной и ними стоял Сарт. Великий зритель Сарт, променявший свою кричащую душу на бездонную пустоту, ненавидящий холодный свой разум, как умеет ненавидеть только бывший ученик великого палача, бывший великий мастер властных слов, бывший... Кем еще был на своих дорогах Сарт?! — давно вычеркнувший себя из рода человеческого, но вставший впереди людей на пути Бездны Голодных глаз…

«Войти в образ» (цикл «Бездна Голодных глаз»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Alehan - «Она и ее мужчины» (на рассказ Олди)

            Рецензий на рассказ Олди "Она и ее мужчины":

«И вот Гомер молчит...»
Наверно, мне не суждено докопаться до смысла этого рассказа, потому как сама я волею судьбы, как и Елена – женщина. Весьма юная, что только усугубляет ситуацию: абстрагироваться от реальности получается с трудом. Потому, думается, и интерпретация получается сугубо женская. Очень похоже на то, что это рассказ о пути Елены, но разум заставляет оглянуться... Так ли?.. Очень-очень сомнительно.
Постараюсь высказать свои мысли, приходящие после прочтения этого рассказа, последовательно.
«Рыба!»
Первая мысль рождается из этого слова и тянется ниточкой до слов: «всегда кто-нибудь приходит на смену». Состоит эта мысль в том, что символ рыбы говорит о смене приходов и уходов. Формально это объясняет даже то, почему Елену называют рыбкой. Однако мысль о том, что путь женщины здесь ни при чем, не отпускает.
Следующая мысль сама по себе тоже несостоятельна и восходит к фразе: «Дорогая, ты любишь яблоки?» Кажется, что Елена – всего лишь игрушка в руках богов, точно так же, как и произносящий эти слова Парис. И, что простая прихоть богов способна разрушать города.
Третья по счету мысль относится к самой Елене. Елена божественно прекрасна... (Удивляет, почему же ЕЕ мужчины при таком условии вовсе не боготворят ее, а относятся с довольно нездоровым уровнем потребительства?..) По необъяснимым причинам, всегда, когда речь заходит о красоте, я вспоминаю «Табу» Нагиса Осимы. В этом фильме есть чудесные слова: «Содзабуро был слишком красив. Его красота завораживала». Возможно, мне проще поверить в красоту, которая является силой. Силой в той степени, что способна убивать. Наверно, красотой такого рода и обладала Елена. Но, нельзя ведь говорить, что Елена обладала ТОЛЬКО красотой. Ведь даже в 12 лет она вдохновляла мужчин на подвиги. По-моему о красоте там не было ни слова...
Четвертая мысль не имеет прямого отношения к рассказу, а скорее соотносится с картинами Нагиса Осимы. В одной из рецензий к фильму «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» я довольно давно прочла забавную фразу: «буддистам книга Левит пофигу». И все-таки, если уходить от множественных «пофигу» между христианской религией и буддизмом, можно заметить, что и Иисуса и Будду называли – ловцами рыбы. Вот здесь-то и вспоминается, как Парис называет Елену рыбкой.
Пазлы мыслей потихоньку складываются в одну картину... Все мужчины, обладавшие Еленой являлись своеобразными «ловцами рыбы», то есть, стремились поравняться с Богами (этот мотив можно прочесть и в стремлении Пирифоя к Персефоне). А красота Елены и, следовательно, сама Елена – природное явление (это как у Брэдбери в «Что-то страшное грядет» подчеркивается вневременность, внеидейность образа женщины или у Платонова во «Фро» - телесность, «плотскость»). Всеми ЕЕ мужчинами движет желание обладать природным, подчинить его себе. «Разум и красота». Подчинить красоту разуму. Но именно это стремление владеть и быть богом и определяет то, что эти «недо-боги» будут сменяться один за другим.
Существуя в поликультурном и поливременном пространстве трудно осмыслять какое-либо произведение в плоскости только одного из измерений, поэтому от «приветов» из современности не уйти... Есть такая песня у А.Розенбаума «Смотрите, женщина идет...». Цитирую:
Жить бы - не тужить,
Королевой быть,
Властвовать.
Только не забыть,
Как вели кормить
Сказками.
Только не простить,
Как могла любить,
Как могла любить...
И сила Елены на мой взгляд заключена вовсе не в красоте, которая привлекает только внешне, а в той потенциальной любви, что в ней не растрачена. Совсем по-женски я прихожу к мысли, что это рассказ о роли любви. О любви, которая не равна желанию обладать и не является спасением от скуки. Разум и красота без любви – ничто. Разум и красота без души – ничто. Кстати, рыба еще является и символом души. И кроме всего прочего – символом принадлежности Афродите. Любовь равна душе. «И море, и Гомер — все движется любовью». Разве с посылом: «пусть не любит» можно получить то большее, что ожидал?..
А завершу я свои измышления, пожалуй, словами А.Галича:
...мои стрекозиные крылья
Под ветром трепещут едва.
И сосен зеленые клинья
Шумят подо мной, как трава.

А дальше -
Таласса, Таласса! -
Вселенной волшебная стать!
Я мальчик из третьего класса,
Но как я умею летать!

Смотрите -
Лечу, словно в сказке,
Лечу, сквозь предутренний дым,
Над лодками в пестрой оснастке,
Над городом вечно-седым,

Над пылью автобусных станций -
И в край незапамятный тот,
Где снова ахейские старцы
Ладьи снаряжают в поход.

Чужое и глупое горе
Велит им на Трою грести.
А мне - за Эгейское море,
А мне еще дальше расти!

Я вырасту смелым и сильным,
И мир, как подарок, приму,
И девочка с бантиком синим
Прижмется к плечу моему.

И снова в разрушенной Трое
- Елена! -
Труба возвестит.
И снова...

Чтобы быть настоящим богом, нужно расти.

            Alehan (форум Олди)

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди