Путь Меча

(1-я книга "Кабирского цикла")


Самая знаменитая книга Олди!
Вперед, читатель! - тебе предстоит проехать от белостенного Кабира до степей Шулмы, тебя ждет знакомство с Чэном Анкором, мастером поединков, и его мечом по имени Единорог...

Читать в библиотеке LitRes

 

...невидимкой, призраком — в небо. Плывет под ногами колесница без возничего. Убит возничий. Плывет под ногами колесница без лошадей. Убиты лошади. Обрезаны постромки: наспех, как попало. Стою? мчусь? лечу?! Ползут змеи из колчана: лук-алтарь велит. Нет змеям конца, нет начала. Чужие взгляды скользят мимо, не задевая. Рыжий? какой рыжий? никакого рыжего... Только лук, только змеи. Только дар легкой смерти шипит в полете. Ведь это просто! это очень просто! Прочь, тени, прочь! по смутной дороге...
Одиссей, сын Лаэрта, дождит стрелами.

«Одиссей, сын Лаэрта», книга вторая «Человек Космоса»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Alehan - «Она и ее мужчины» (на рассказ Олди)

            Рецензий на рассказ Олди "Она и ее мужчины":

«И вот Гомер молчит...»
Наверно, мне не суждено докопаться до смысла этого рассказа, потому как сама я волею судьбы, как и Елена – женщина. Весьма юная, что только усугубляет ситуацию: абстрагироваться от реальности получается с трудом. Потому, думается, и интерпретация получается сугубо женская. Очень похоже на то, что это рассказ о пути Елены, но разум заставляет оглянуться... Так ли?.. Очень-очень сомнительно.
Постараюсь высказать свои мысли, приходящие после прочтения этого рассказа, последовательно.
«Рыба!»
Первая мысль рождается из этого слова и тянется ниточкой до слов: «всегда кто-нибудь приходит на смену». Состоит эта мысль в том, что символ рыбы говорит о смене приходов и уходов. Формально это объясняет даже то, почему Елену называют рыбкой. Однако мысль о том, что путь женщины здесь ни при чем, не отпускает.
Следующая мысль сама по себе тоже несостоятельна и восходит к фразе: «Дорогая, ты любишь яблоки?» Кажется, что Елена – всего лишь игрушка в руках богов, точно так же, как и произносящий эти слова Парис. И, что простая прихоть богов способна разрушать города.
Третья по счету мысль относится к самой Елене. Елена божественно прекрасна... (Удивляет, почему же ЕЕ мужчины при таком условии вовсе не боготворят ее, а относятся с довольно нездоровым уровнем потребительства?..) По необъяснимым причинам, всегда, когда речь заходит о красоте, я вспоминаю «Табу» Нагиса Осимы. В этом фильме есть чудесные слова: «Содзабуро был слишком красив. Его красота завораживала». Возможно, мне проще поверить в красоту, которая является силой. Силой в той степени, что способна убивать. Наверно, красотой такого рода и обладала Елена. Но, нельзя ведь говорить, что Елена обладала ТОЛЬКО красотой. Ведь даже в 12 лет она вдохновляла мужчин на подвиги. По-моему о красоте там не было ни слова...
Четвертая мысль не имеет прямого отношения к рассказу, а скорее соотносится с картинами Нагиса Осимы. В одной из рецензий к фильму «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» я довольно давно прочла забавную фразу: «буддистам книга Левит пофигу». И все-таки, если уходить от множественных «пофигу» между христианской религией и буддизмом, можно заметить, что и Иисуса и Будду называли – ловцами рыбы. Вот здесь-то и вспоминается, как Парис называет Елену рыбкой.
Пазлы мыслей потихоньку складываются в одну картину... Все мужчины, обладавшие Еленой являлись своеобразными «ловцами рыбы», то есть, стремились поравняться с Богами (этот мотив можно прочесть и в стремлении Пирифоя к Персефоне). А красота Елены и, следовательно, сама Елена – природное явление (это как у Брэдбери в «Что-то страшное грядет» подчеркивается вневременность, внеидейность образа женщины или у Платонова во «Фро» - телесность, «плотскость»). Всеми ЕЕ мужчинами движет желание обладать природным, подчинить его себе. «Разум и красота». Подчинить красоту разуму. Но именно это стремление владеть и быть богом и определяет то, что эти «недо-боги» будут сменяться один за другим.
Существуя в поликультурном и поливременном пространстве трудно осмыслять какое-либо произведение в плоскости только одного из измерений, поэтому от «приветов» из современности не уйти... Есть такая песня у А.Розенбаума «Смотрите, женщина идет...». Цитирую:
Жить бы - не тужить,
Королевой быть,
Властвовать.
Только не забыть,
Как вели кормить
Сказками.
Только не простить,
Как могла любить,
Как могла любить...
И сила Елены на мой взгляд заключена вовсе не в красоте, которая привлекает только внешне, а в той потенциальной любви, что в ней не растрачена. Совсем по-женски я прихожу к мысли, что это рассказ о роли любви. О любви, которая не равна желанию обладать и не является спасением от скуки. Разум и красота без любви – ничто. Разум и красота без души – ничто. Кстати, рыба еще является и символом души. И кроме всего прочего – символом принадлежности Афродите. Любовь равна душе. «И море, и Гомер — все движется любовью». Разве с посылом: «пусть не любит» можно получить то большее, что ожидал?..
А завершу я свои измышления, пожалуй, словами А.Галича:
...мои стрекозиные крылья
Под ветром трепещут едва.
И сосен зеленые клинья
Шумят подо мной, как трава.

А дальше -
Таласса, Таласса! -
Вселенной волшебная стать!
Я мальчик из третьего класса,
Но как я умею летать!

Смотрите -
Лечу, словно в сказке,
Лечу, сквозь предутренний дым,
Над лодками в пестрой оснастке,
Над городом вечно-седым,

Над пылью автобусных станций -
И в край незапамятный тот,
Где снова ахейские старцы
Ладьи снаряжают в поход.

Чужое и глупое горе
Велит им на Трою грести.
А мне - за Эгейское море,
А мне еще дальше расти!

Я вырасту смелым и сильным,
И мир, как подарок, приму,
И девочка с бантиком синим
Прижмется к плечу моему.

И снова в разрушенной Трое
- Елена! -
Труба возвестит.
И снова...

Чтобы быть настоящим богом, нужно расти.

            Alehan (форум Олди)

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди