Черный Баламут

(роман-трилогия: "Гроза в Безначалье", "Сеть для Миродержцев", "Иди куда хочешь")


Мир стоит на пороге Кали-юги, Эры Мрака. Люди гибнут в Великой Битве. Опираясь на индийский эпос "Махабхарату, авторы разворачивают перед читателем жизнь аскета Рамы-с-Топором и трех его учеников: Гангеи Грозного, брахмана Дроны и Карны-Секача...

Читать в библиотеке LitRes

 

И поползла, шипя по-гадючьи, верная "ордынка" из ножен. Авось, в клинке больше гордости осталось, чем в хозяине неприкаянном, сменявшем душу на дочку, честь на кровь, славу черкасскую на скитания горемычные — и загубившем все сразу. Выручай, невестушка!
— Батька! Да где ж ты?! чуешь ли?! — бешеной метелью взвился зов.
Чорт тебе батька, горлопан! — в пекле ищи, не здесь!..
Накликал.
Встал чорт меж жидом и черкасом.
— Не надо, — сказал чорт. С такой тоской-кручиной сказал, что сердце аж захолонуло…

«Рубеж», книга вторая «Время нарушать запреты»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Clementine - «Мой дедушка – Истребитель»

«Мой дедушка – Истребитель»

            Ах как я ждала и боялась этого романа! Ждала, потому что Эллада Олди безусловно прекрасна, неожиданна, непредсказуема и — да! — трепетно мною любима. Она мало похожа на Элладу Гомера, в ней есть то, что я люблю больше всего — новый взгляд на миф, неоднозначная интерпретация мифа, его изнанка и всегда — тайна. Какая тайна в «Герое»! Какой безумный взгляд на Троянскую войну в «Одиссее»! А что же в новом романе? Прежде всего — начало. Истоки и «Героя», и «Одиссея». Отправная точка. Вокзал, из которого поезд А отправляется в пункт Б и в одном из своих вагонов увозит в большой мир главного героя, того самого, что станет сквозным персонажем всего «Ахейского цикла» — мальчишку Амфитриона, внука великого Персея, истребителя чудовищ, убийцы Медузы Горгоны.
Да, всего лишь рассказ о детстве мальчика, живущего в тени великого деда. О его страхах, обидах и мечтаниях, о желании стать Героем, о первых детских поражениях, разочарованиях и победах, настоящих победах, цена которым — взросление. И, как и весь «Ахейский цикл», о Судьбе. И о Памяти, становящейся Историей, летописью, где что ни глава — вымысел, а правда… Может быть, только в именах и есть правда… Всё остальное — лишь песни бродячих аэдов, перепетые на разные голоса. Красивые песни, достойные звучать как на королевских застольях, так и на полях великих сражений: «Хаа-ай, гроза над морем… Хаа-ай, Тифон стоглавый… Хаа-ай, перуны с неба…» Песни о подвигах, которых не было. Песни о Героях, которые были всего лишь людьми…
В первой книге нового романа горечи и печали больше, чем кажется на первый взгляд. Она тревожная, эта книга, и тайн своих не раскрывает. Лишь намекает, подсказывает… Медуза Горгона — Персей — Андромеда. Боги, связанные клятвой невмешательства. Древнее родовое проклятие. И ребёнок перед лицом Выбора. Мальчишка, чей отец — мудрец, а дед — воин. Мальчишка, в чьём имени уже заключены неотвратимость и предназначение: два пути, два выхода, и ни один из них не способен даровать покой.
P.S. Вдруг подумалось — "Внука Персея" надо всё-таки читать между строк. И постоянно вспоминать "Героя". Так история начинает приобретать смысл. Потому что даже в сюжетном плане роман уступает предыдущим книгам "Ахейского цикла". Печально, но это правда так. Он проще. Он легче. Он не накрывает, не даёт окунуться в себя с головой и утонуть на несколько дней. Он интересен. И только. Несмотря на недосказанность и неснятые с тайны покрова. Может, поэтому их и оставили, чтобы сохранить послевкусие, отдалённо напоминающее то, что было после прочтения "Героя".

«Сын хромого Алкея»

Ну вот, и вторая книга об Амфитрионе дочитана. Первая — "Мой дедушка — истребитель" — о детстве героя, его взрослении в тени великого деда, погонях за вакханками и войне с Дионисом. О погонях Персея и войне Персея, где Амфитрион, несмотря на постоянное присутствие в центре событий, всё-таки наблюдатель и ученик. В первой книге дед учит мальчика сражаться, показывает ему участь воина и судьбу Героя. Но Амфитрион не только внук Персея, он ещё и сын своего отца — мудрого правителя и политика, сыгравшего в жизни мальчика далеко не последнюю роль.
Вторая книга — о самоопределении, о становлении личности и о выборе своего пути. И Амфитрион здесь в первую очередь сын хромого Алкея, а не внук истребителя чудовищ. Во всём, что он делает и думает, чувствуется отцовское присутствие. И если с первых страниц романа на нас смотрит Амфитрион-воин, герой, добившийся славы на поле брани, то с последних — будущий басилей Фив, человек, чья история только-только начинается. Поэтому и политики здесь больше, чем в первой книге, а события, участником которых Амфитрион вольно или невольно становится, лишены героического ореола.
Здесь нет великого подвига, потому что победа над тевмесской лисицей, какой бы неуязвимой она ни была, это не подвиг, и прежде всего потому, что средства и способ, которым герой одержал победу, — увы — не геройские. Здесь нет и великой битвы, потому что сражение сыновей Электриона и сыновей Птерелая — всего лишь жуткая бессмысленная резня мальчишек, результат жестокой политической интриги, а победа Амфитриона над Птерелаем — далека от чистой победы равного над равным. Зато здесь есть долг и ответственность, верность своему слову и сдержанные обещания. Самопожертвование во благо, победа над собой во благо. Во второй книге мы наблюдаем рождение нового героя, человека, которому предстоит совершить подвиг не менее великий, чем тот, что прославил Персея Горгоноубийцу, — стать Отцом Великого Героя, Самого Великого из бывших и грядущих. Страшная роль, на самом деле. Тяжёлая ноша, не каждому по плечу.
И когда с последней страницы романа, погружённой в молчание моря и неба, раздаётся громогласное "Я не проклятый! Я возвращаюсь домой! У меня родятся дети!", я закрываю глаза и шёпотом произношу два имени: Алкид и Ификл. Мои любимые мальчики. Два выхода из многих тупиков.

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди