Мессия очищает диск


Кто не слышал о знаменитом монастыре Шаолинь, колыбели воинских искусств? Китай XV века плюс оригинальные философские идеи - и вращение Колеса Кармы предстает в абсолютно новом свете...

Читать в библиотеке LitRes

 

Знаешь ли ты, любезнейший брат наш во чтении, что, открыв эту книгу, кобылицу необъезженную и жемчужину несверленую, а также дочитав вглубь до первых звездочек, ты теперь, как честный человек, обязан дочитать книгу до конца? Не знаешь? И хорошо, что не знаешь. От многого знания много печали.
Знаешь ли ты, о вождь гордого племени буквоедов, что больше всего на свете не любит твой коллега-читатель? А не любит он лирические отступления, подробные пейзажи, детальные портреты, полифонию сюжета, вставные эссе о судьбах мира, описание сбруи и пр. Вот эти-то пр. он ненавидит больше всего. А еще читатель не любит читать, но тщательно это маскирует.

«Шутиха»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Галина КАРГАЛЬСКАЯ - Пара слов о «Пентакле»

-- http://www.shaltay-boltay.net/recensions/o/311-pentakl.html
Олди Г. Л., Дяченко М. и С., Валентинов А. Пентакль. – М. : Эксмо, 2005
Рецензия опубликована в журнале "Шалтай-Болтай"
Галина КАРГАЛЬСКАЯ
Пара слов о «Пентакле»
Олди Г. Л., Дяченко М. и С., Валентинов А. Пентакль. – М. : Эксмо, 2005. – 640 с. – (Триумвират).
Книга, на которую я хочу обратить ваше внимание, вышла довольно давно, но… Вот именно НО. Новеллы, множество новелл, и все они разные, непохожие друг на друга, но ни одну нельзя выкинуть из книги. Читая и всматриваясь в цепь рассказов, неожиданно понимаешь, как связывают, скрепляют, словно корни, эти лучи пентаклей в единое целое сквозные персонажи, идущие по страницам, упоминающиеся или просто подразумевающиеся – это Басаврюк и дед Мамай, панночка и колдун-немец, Велиар и товарищ Химерный, черт и ведьмак, доктор, реанимирующий оборотней, и ковен, но главным сквозным персонажем является Николай Васильевич Гоголь. Именно он звучит то в одном, то в другом рассказе, именно его духом пронизаны все страницы, от его мистицизма и чертовщины пробирает дрожь, хотя действие всех новелл происходит в ХХ веке.«Пентакль» не оставит никого равнодушным еще и потому, что авторы, создавшие его, действовали как всегда профессионально и слажено. Кружевные сюжетные линии, которые могут составлять только Сергей и Марина Дяченко; воистину фантастическая способность Олди увидеть любое событие или миф с новой неожиданной стороны и рассказать это новое так, что читатель и не вспомнит про начальную версию; а добавленное к этому коктейлю знание истории, верований и обычаев Валентинова и придает книге завершенный вид. Приятного чтения!
Заветный договор. А теперь рассмотрим внимательно новеллу из «Пентакля» – «Камень завета». Казалось бы, обыкновенная бытовуха маленького городка и местного журналиста, который, трудолюбиво скрипя пером, выкапывает всю грязь и слякоть уездного городка. Причем он так погружен в свои «изыскания», что даже появление чиновника из «организации, которую даже днем поминать не след» сперва не производит на него никакого впечатления. Правда, как выяснилось, спесь сбивается очень быстро, а объяснения господина Химерного, подкрепленные незыблемой и весомой печатью в виде странного камня, начинают восприниматься вполне адекватно.Но что в этом камне особенного, может спросить читатель. И вот тут-то начинается самое интересное… Сначала небольшое отступление, призванное пояснить ситуацию и позволяющее посмотреть на это рассказ совершенно иным взглядом.Начнем с самого Завета. Мы привыкли понимать под словом «завет» некую заповедь, и мы забыли, что изначально Завет – это договор между людьми и Богом. Именно после заключения договора Бог дает Моисею скрижали Завета, подтверждающие обоюдные обязательства. Люди обязуются выполнять божественные заповеди, а Бог за это обязуется хранить род человеческий.Такой глобальный договор не мог быть записан и подтвержден на каком-нибудь быстроразрушающемся материале вроде папируса, ткани или кожи. Именно поэтому Бог берет для этого кусок камня из основы, на которой держится весь мир. По преданию именно на этом камне был построен храм царя Соломона. Для того, чтобы выстроить свой храм, евреи были вынуждены стесать верхушку скалы, что было делом весьма непростым, ведь это ключевой камень земли. Конечно, без божьей помощи они не обошлись, но это другая легенда. Так вот, именно от этой скалы Бог отделил несколько камней, чтобы записать и скрепить свой договор с людьми.Всего в мире известно пять таких камней Завета, и расположены они в разных местах, чтобы удерживать в равновесии весь этот мир. Но это только те камни, которые известны официально. Они достаточно велики и заметны, чтобы оставаться вне поля зрения, но из той же Библии можно сделать вывод, что таких камней гораздо больше, хотя по габаритам они существенно меньше основных, и разбросаны в ключевых точках Земли.И действительно, в любых легендах и мифах регулярно упоминаются такие камни. Это и Пупковые камни в Древней Греции, и камни Стоунхеджа в Англии, и изваяния острова Пасхи, и движущиеся камни России… Да, они все меньше основных камней, и сила их различна, но везде сохраняется одно, что объединяет их, – возможность прийти к этому камню со своей бедой.И похоже, именно такой камень лежит в тех самых описанных в рассказе Ольшанах. Любой, кто приходит к нему, освобождается от груза горя и сомнений, камень дает человеку облегчение и очищение, к нему подсознательно тянутся горожане и приезжие. И все бы хорошо, но «емкость камня ограничена», и в итоге должен наступить тот самый час «Ч», когда камень не сможет удержать всю грязь, выкачанную из человеческих душ, отдаст ее обратно, всю, без остатка. И что теперь делать? Вопрос сей столь актуален, что им заинтересовываются даже в адской канцелярии.Как выясняется, там совершенно не ждут Армагеддона, хотя бы и местного масштаба. Им не нужна массовая гибель людей, ведь человек – это поле битвы между Люцифером и Богом, именно за его душу воюют силы зла и добра. А не станет людей, и что тогда делать бесчисленным адским легионам? Именно поэтому там принимается решение постараться предотвратить или хотя бы свести к минимуму потери от выброса. К тому же сила, накопленная камнем, – это еще и лакомый кусочек, который каждый из адских деятелей хочет положить в карман, но при этом готов костьми лечь, чтобы противник не получил ничего. И долго бы они так выясняли отношения, но время невозможно остановить, и даже всех сил Ада не хватит, чтобы помешать камню разрядиться. При этом его нельзя переместить или разбить, нельзя изолировать от окружающих. Камень этого просто не допустит.«Он нуждается в дряни в наших душах», – говорит Химерный, и он прав, иначе как камень сможет выполнить свою функцию?И сразу вспоминаются русские бродячие камни, которые испокон веков считались священными. Они не лежат спокойно на одном месте, они то погружаются в землю, то поднимаются из нее; некоторые сами сползают с холма, а затем возвращаются на прежнее место. Они словно стремятся приблизиться к источнику зла, а погружаются в землю явно для того, чтобы отдать ей негативный потенциал и, очистившись, продолжают свое дело. Надо сказать, что поначалу христианские священники пытались бороться с этими камнями, подключая к этой борьбе и светские власти. Известна история об одном князе, который велел утопить беспокойный камень в Ладоге, и что бы вы думали? – через несколько лет камень вновь вернулся на свой холм. Поэтому ясно, что сдвинуть камень в Ольшанах просто невозможно, ведь он одно из звеньев в цепи того древнего договора, который до сих пор хранит землю.Но поскольку камень в новелле не путешествует, то более всего он напоминает печать, и эту печать невозможно убрать или передвинуть, и снова приходит аналогия... С древнейших времен люди запечатывали могилы, тайные места, аномальные зоны стелами, камнями определенной формы, надгробиями, каменными бабами. Они стоят нерушимым заслоном, не пуская в наш мир любое зло или ослабляя его. Половецкие бабы на курганах, монументы Славы, ключевые камни в сводах храмов – все они хранят и оберегают жизнь на земле. И естественно, что уничтожение любого из таких артефактов чревато «местным некрочернобылем», по изящному выражению Велиара, дискутирующего с Химерным. Разница здесь только в том, какова величина, а следовательно, и мощность этого камня. И из всего это следует вывод – раз нельзя убрать, надо разрядить. Вот только способы у Химерного и Велиара разные. Один, понимая, что такую мощь никто не позволит использовать единолично, хочет выплеснуть ее в ноосферу (чтобы никому не досталась), вернуть, так сказать, тем, у кого взяли. Велиар же, как и положено молодому и наглому отморозку, хочет положить всю силу «себе в карман», справедливо полагая, что далее никакие санк­ции из Ада не заставят его расстаться с полученным. Ведь закон у чертей один «…раз смог взять – твое…», «…в общем, все как у нас, только честнее…»Вот и сталкиваются интересы двух контор, а между ними лежит камень и человек-громоотвод, единственный, кто может прикоснуться к камню, чтобы направить энергию в нужном направлении. Причем не из-за каких-то исключительных моральных качеств, а по той простой причине, что наш журналист не держит в себе негатив. Все, что он получает, он тут же отдает обратно в виде газетных репортажей и статей.Но если Химерный старается умолчать о возможности летального исхода, объясняя, что такое может случиться, но не наверняка, то его оппонент – Велиар, – наоборот, подчеркивает ее, утверждая, что ему не на что надеяться. И неизвестно, чем завершилось бы все это представление, но, на счастье нашего громоотвода, в рассказе появляется третье лицо, сработала еще одна контора, противоположная конторам Химерного и Велиара. И пусть эта сила открыто не озвучена и не названа на страницах новеллы, но не остается сомнения, что именно она привела на место катастрофы полностью опустошенного человека, который, в силу своей нейтральности (невозможность взять или отдать), оказывается тем самым ключом, который разрешает проблему разрядки.Все! Завет остался в силе. Бог не меняет своих решений, люди подтвердили свою часть договора, жизнь продолжается!И неспроста Химерный, убедившись, что конкурент не получит силу камня, не позволяет Велиару прервать обряд. Нет, если бы у него была возможность самому получить все, без остатка – его бы не остановила такая малость, как гибель журналиста или города, но, поскольку эти силы тоже не могут нарушить определенные правила, ему оставалось только одно – любыми средствами этот самый договор поддержать. И именно поэтому теперь, когда найден безопасный и безотказный способ разрядки, он с чистой совестью утверждает должности хранителей этой печати Завета, потому что в мире должен быть порядок, а на доске мироздания должна продолжаться игра за души людей.
Такая вот харизма «Харизма Нюрки Гаврош» – одна из самых мягких и успокаивающих новелл в книге, потому что после «Бурсака», «Бахчи», «Орхидеи» и других рассказов так и тянет оглянуться, проверяя, не стоит ли кто за спиной. А эта вещь не нагнетает напряжения и позволяет расслабиться и перевести дух, готовясь к дальнейшим потрясениям. Но мало кто замечает, что здесь показано одно из самых сложных и страшных превращений в жизни женщины – рождение ведьмы! Причем не просто ведьмы, а робленной ведьмы.Надо пояснить, что ведьмы делятся на рожденных, даренных и робленных. Рожденная ведьма – та, которая получила свой дар по наследству, такая ведьма может быть как злой, так и доброй, она не связана ничьей волей или желаниями. Даренная ведьма получает силу в дар от умирающей ведьмы, не имеющей детей, она так же свободна выбирать свою дорогу самостоятельно, но существуют ведьмы, которые получили свои способности от хозяйки. Такая ведьма имеет только ту силу, которую ей дали, и пользоваться ею она может, только творя зло. Более того, робленная ведьма не может ослушаться хозяйку, если же она откажется повиноваться, то потеряет всю приобретенную силу. Вот на этом и построен сюжет новеллы о Нюрке.И действительно, до получения повестки, за которую героиня расписывается кровью, и регистрации в ковене (собрание ведьм и колдунов), Нюрка Гаврош является обыкновенной шарлатанкой с богатым жизненным опытом, который и помогает ей работать с клиентами. Но как кардинально все меняется после посещения шабаша…И не имеет никакого значения, что шабаш проходил не на Лысой горе, а в обычном доме, в обычной квартире, приспособленной под офис, что на самом слете присутствовали только учительница, ученица и проводник – главное произошло: будущая ведьма сама пришла и согласилась со всеми условиями, которые ей поставили. Нюрка получила от ковена ту силу, которой ей не хватало для настоящего чуда, но не обратила внимания на то, как изменился мир вокруг и как изменилась она сама: «Нюрка шла к ожидающей ее машине, не замечая, что пританцовывает на ходу. Сейчас она чертовски походила на веселую ведьму, возвращающуюся домой с ночного шабаша. По земле ступала – как по воздуху шла». Не понимая, что и как она делает, Нюрка принялась вовсю пользоваться приобретенным даром. И вот тут ее подстерегала неожиданность. За удачу явно начал расплачиваться муж Нюрки. Он потерял сон, покой, аппетит, уверенность, а главное, расхотел жить. И в это страшный момент Нюрка неожиданно овладела той силой, которую получила в ООО «Харизма», она не просто смогла встряхнуть мужа и вывести его из депрессии, нет – она вдохнула в него волю к жизни, заразила той самой харизмой, которая позволяла ей так удачно вести свои дела. А что же взамен? О нет, не надейтесь – не душу! Ведьмы и ведьмаки сейчас современные, в обмен на малую толику отданной силы они получают плату во много раз большую, чем можно предположить. Харизма и обаяние Нюрки возрастают даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и только крохотная их часть идет на работу с клиентами и обеспечение ведьмы, остальное мощным потоком возвращается к учителю, сторицей усиливая врожденные способности.Однако есть и оборотная сторона медали. Робленная ведьма не может жить, творя исключительно добро, в отличие от рожденной она лишена права выбора. Более того, она не может отказаться от зла, особенно если ей приказывает совершать его учитель. Ведь бунт против него или его недовольство приведет к обрыву канала, по которому ведьма подпитывается силой, она перестанет быть ведьмой и уже никогда не сумеет вернуть себе утерянное. Второй раз в робленные не берут. И не имеет значения, как звучит приказ: как диктат или как безобидное предложение о дополнительной работе – отказаться от него нельзя.Нюрка не знает об этом, но улавливает истинную суть происходящего и не собирается резать курочку, несущую золотые яйца. Она с готовностью соглашается на дополнительные бонусы, уже напрочь забыв, каково подвергаться непонятной атаке со стороны неизвестного ковена и как много сил у нее ушло на борьбу с этим вмешательством. И вместо обычной, благожелательной, харизматичной женщины, главным принципом которой было «если не поможет, то и не навредит», рождается по-прежнему умная, обаятельная, немыслимо убедительная и жестокая ведьма. Это прекрасно заметно в последних строчках новеллы, когда Нюрка работает со следующей кандидатурой на приобщение. Она делает это гораздо более жестко и безжалостно, чем работали с ней. Более того, отчетливо видно, какое наслаждение и удовольствие вызывает у нее страх и недоумение жертвы.Она уверена в своих силах и в удачном завершении работы. А это значит, что еще больше харизмы и обаяния переплавится в жутком котле, чтобы вернуться и к ней, к Нюрке Гаврош, укрепляя и подпитывая ее.Вот такая харизма оказалась в небольшом рассказе, в котором на первый взгляд нет ничего мистического или ужасного.
Туфли счастьяВ жизни каждого человека хоть раз случается что-то волшебное и удивительное. И не важно, что это будет: любовь с первого взгляда, премия, путевка в санаторий… – главное, не пропустить этот волшебный миг, увидеть его, оценить и удержать, потому что это счастье. Однако чаще всего люди, погруженные в обыденность жизни, не замечают этих маленьких и больших чудес и продолжают мечтать о счастье, которое свалится им в руки буквально с неба. А самое главное, это будет их, личное, счастье, которым ни с кем не надо делиться и которого им хватит на всю жизнь. И при этом человеку совершенно не важно, как оно будет выглядеть: как принц на белом коне или 600 «мерсе», как сундук с сокровищами (чемодан баксов) или галоши… Да, да, те самые из сказки Ганса Христиана Андерсена, а возможно, эти галоши будут выглядеть как современные модельные туфли…Они, эти туфли, стараются вовсю, чтобы хозяин стал счастливым, выбирая дороги для него, не спрашивая при этом, нужно это хозяину или нет. Более того, они научились выбирать сами себе хозяина, справедливо рассудив, что истинный хозяин не позволит своевольничать. И пока герой разбирается с теми странностями, которые он регулярно замечает, «общаясь» с туфлями, они окончательно входят в раж. И в отличие от старомодных галош, дающих хозяину право выбора, туфли не признают за ним никаких прав, кроме одного: идти теми путями, которыми они его ведут, и никак не реагируют на те, мягко говоря, неприятности, в которые по их милости попадает человек. И так же, как галоши, они в итоге доводят героя до самоубийства, а сами отправляются на поиски новой жертвы, которая окажется более податливой и покорной.Кстати, именно тот факт, что туфли покинули свою жертву перед самым его прыжком под машину, позволил ему остаться в живых, более того, именно последний его поступок вопреки воле туфель помог ему выбрать дальнейшую дорогу. Так что никогда нельзя забывать, что счастье не дается даром, а бесплатные туфли ведут в ад.
26.10–02.12.09 Симферополь

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди