Путь Меча

(1-я книга "Кабирского цикла")


Самая знаменитая книга Олди!
Вперед, читатель! - тебе предстоит проехать от белостенного Кабира до степей Шулмы, тебя ждет знакомство с Чэном Анкором, мастером поединков, и его мечом по имени Единорог...

Читать в библиотеке LitRes

 

Сегодня у меня убили отца.
Странно, что я так взволнован. Плотских отцов у меня убивали множество раз. В мятежном Льеже, когда толпа затоптала Хромого Пьеркина. У села Мисакциели двое грабителей обиделись на пастуха Ираклия — упрямец вцепился в барана, словно тот был его братом. В предместьях Бэйцзина, в дни бунта ихэтуаней. В Краковском гетто. Если начать вспоминать... Бывало, я сам, собственными руками, лишал родителя жизни. Нет, все-таки я волнуюсь. Разумеется, не жизни — тела. Физического существования. Сейчас почти все мои отцы здесь, со мной. Во мне. Те же, кого еще нет, вскоре присоединятся.

«Где отец твой, Адам?»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Aginale - Urbi et Orbi или Городу и миру

Urbi et Orbi или Городу и миру: космическая сюита. Г.Л.Олди

Двуликий и двуединый Г.Л.Олди – творческий тандем Дмитрия Громова и Олега Ладыженского – в своем творчестве охватил множество тем. Олди представили свою трактовку мифов в Ахейском цикле и «Черном баламуте», вспомнили о Востоке в Кабирском цикле, «Миссия очищает диск» и «Нопэрапоне», окунулись в фэнтези с циклом «Чистая Фэнтези»… Можно перечислять всю их библиографию.
В 2007 году свет увидел роман в трех частях «Ойкумена», получивший название «Кукольного цикла». Это был опыт в жанре космооперы, впрочем, сами авторы выбрали название «космическая симфония». И правда, перед читателем представляется целая симфония рас, персонажей, планет. И следуя за героем, Лючано Борготтой, мы вслушиваемся в эту симфонию.

Перед нами целый мир, Ойкумена: большой космос и множество планет. Ойкумена в представлении Олди заселена гуманоидами, более того – фактически, она заселена людьми. Условно все народы Ойкумены можно разделить на три части: варвары – обитатели планет, относительно недавно вошедшие в космическое сообщество Ойкумены, уровень развития которых пока низок, своеобразный «третий мир»; техноложцы – расы, которые пошли по пути развития науки и техники; и наконец энергеты – расы, которые в эволюционном развитии нашли способ черпать энергию из ресурсов своего тела, определенным образом взаимодействуя с окружающим миром.

В 2010 – 2011 в свет выходит новый роман о вселенной Ойкумены – «Urbi et Orbi или Городу и миру». «Космическая сюита» в трех томах.

Хотя по объему «Городу и миру» сопоставим с «Ойкуменой» (пусть в действительности и меньше), тут совсем другой темп повествования.
Прежде всего, «Городу и миру» - это роман-воспитание и роман-биография. Мы следуем за героиней на протяжении 30 лет.
Второе, что важно, это то, что в Ойкумене мы в основном сталкивались с энергетами (практически всеми) и варварами. В «Городу и миру» читателю предстоит познакомиться с планетой техноложцев и их укладом жизни.

Немного о сюжете:
Итак, Ларгитас. Планета наукократов. Там, где для прочих привычны звания «профессор, доцент, академик», для ларгитасцев привычны титулы. Графы, герцоги, принцы… Лучшая медицина. Высокоразвитая техника. И если бы не энергеты, Ларгитас мог бы диктовать условия всей Ойкумене. В некотором роде Ларгитас – самая мощная оппозиция энергетам, и не хочет делиться своими секретами с врагом. Поэтому, например, энергеты не имеют права обучаться на Ларгитасе – а образование на Ларгитасе лучшее во вселенной.
Однако и на Ларгитасе рождаются дети с удивительными способностями. Телепаты. Их берут на особый учет, они учатся в специальных интернатах, а после – обязаны служить родине по первому зову. Множество возможностей – и множество запретов. Это не блажь, это необходимость. Хотите иначе? Можно. Покиньте Ларгитас навсегда и никогда не возвращайтесь.
Регина ван Фрассен по прозвищу Химера родилась телепаткой. Её способности проявились в семь лет. И с тех пор мы будем следить за ней. Её первые шаги в мир телепатии. Первые столкновения с реальностью мира. Первая любовь. Первое предательство. Второе предательство… Путь в профессию. Преодоление себя. Получение прозвища. Умение лечить и исцелять. Умение принять, когда спасите нельзя. Радость открытия и его горечь.

Проблематика романа достаточно сложная. Тут и «бремя белого человека» на новый лад: вместе с Региной мы побываем на планетах варваров, как только что открытых (на разных уровнях развития), так и на тех, что уже вошли в космическое сообщество, но осознают своё невероятное отставание от далеко ушедшей Ойкумены, отставание, которое невозможно сколько-нибудь значимо сократить.
Вторая проблема, которая очень ярко просматривается – это ксенофобия. Они другие, не такие как мы, непонятные… Значит, они недолюди. Таково отношение некоторых ларгитасцев к энергетам. Регина в этом смысле стоит на границе – с одной стороны она ларгитаска, с другой – как телепата её роднит нечто важное с энергетами. Чья позиция верна? Тут появляется необходимость рассматривать проблему в связи с предыдущим романом, трилогией о Лючано (кстати, хронологически «Городу и миру» идет ранее приключений Лючано Борготты, но советую при чтении придерживаться порядка, в котором писалось). Поскольку там тоже есть вопрос ксенофобии, но уже со стороны энергетов.

Но центральная проблема романа – это всё-таки проблема насилия. Мать Регины, Анна-Мария, преподает науку о счастье. И преподает, что ограничение есть необходимое условие счастья. Регина с детства насильно ограничена в своих способностях – ей нельзя делать всё, что она хочет. Нужно учиться, прежде всего – учиться насильно себя ограничивать. Насилие как инструмент искусства, насилие как способ обучения, насилие как путь к исцелению. Насилие как залог прогресса. Почему так?

Общее впечатление: Книга написана простым, ясным языком. Не лишена юмора – и не лишена трогательности. Затягивает быстро и сильно. Я читала эту книгу по тому, с выходом – и наблюдала удивительный момент, когда третья книга берет и ставит на места предыдущие две, увязывая их в единое целое, делая из новелл-историй о жизни Регины, из эклектичной мозаики единое полотно романа.

Ах да. И ещё эпилог последнего романа. Потрясающий случай, на мой взгляд, не совсем характерный для Олди. Обычно они так не используют эпилог. Но тут эпилог – это не просто замыкание второстепенных линий и уточнение. Нет. Без эпилога это одна история – а с эпилогом уже другая. Просто попробуйте, когда будете читать, не сразу дочитывать последний эпилог. Подождите хотя бы час, прочувствуйте историю, обдумайте немного – а потом прочтите. Уверена, вы будете удивлены.

Вердикт: как и прочие произведения Олди, настоятельно рекомендую к прочтению. Великолепный язык, затягивающий текст и глубокая проблематика не оставят вас безразличными. Но если вы вдруг почему то не читали ещё трилогию «Ойкумена», то сначала прочтите её. Тоже не пожалеете.

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди