Маг в Законе


Притча о Великой Державе и Маленьких Человеках - маги и Российская Империя начала XX века, жандармы, чей служебный "профиль" - эфирные воздействия; колдуны-каторжане...

Читать в библиотеке LitRes

 

— Проклинаю! За то, что никого не любите! Нет любви в ваших сердцах! А раз так, то положу свое проклятие на души ваши. И пусть тяготеет до скончания веков!
— Ты погодь! — возмутились строгали. — Как это: никого не любим?
— Всем сердцем!
Пламя вокруг мага налилось темным багрянцем.
— Врёте! И потому — проклинаю в третий раз! Отныне, едва наступит Гурьин день — ни один из вас не переживет сего дня, ни один не застанет нового рассвета, если в сердце его не зазеленеет хоть малый росток любви! Не возлюбите ближнего, так и в гроб ляжете! Поняли, суесловы?

«Проклятие» («Архивы Надзора Семерых»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Алюмен (2)

Генри Лайон Олди и Андрей Валентинов "Механизм Времени"
Первая книга из цикла "Алюмен".

Уважаемые посетители музея!
Мы с вами подходим к необычной картине.
Предлагаю задержаться возле неё и попытаться рассмотреть подробнее.

Возможно, вначале картина покажется вам мрачноватой, слишком переполненной странными и скучными деталями.
Но позвольте обратить ваше внимание, уважаемые посетители, на несколько весьма существенных деталей, которые помогут
вникнуть в смысл картины и, надеюсь, сделают её более понятной и доступной.

Фон картины - панорама 1832 года в Париже и Дании. Политическая борьба, с одной стороны, сотрудничество учёных разных стран, с другой стороны.

Тема картины - история науки в первой половине XIX века:
"Говорите, два пути науки?
Физика-биология – и магия-ясновиденье?"

В основе сюжета - история убийства на дуэли юного талантливого математика Эвариста Галуа и расследование этого злодеяния.
Надо учитывать тот момент, что при изучении триптиха "Алюмен" зрителю желательно иметь под рукой какой-нибудь толстый том энциклопедии. Рискну предположить, что это окажется Википедия. Потому что множество действующих лиц - реальные люди: ученые, политики, писатели, религиозные деятели: от Ганса Христиана Андерсена до Ганса Христиана Эрстеда (именно того, в честь которого названа физическая единица) и его брата Андерса Эрстеда (тоже реального учёного). От Иакинфа - до аббата Фариа. Да-да! того самого аббата, который помог графу Монте-Кристо выбраться из замка Иф. Кстати, задолго до событий романа Дюма Жозе Куштодиу Фариа участвовал в заговоре в Гоа...
Но извините, я отвлеклась от непосредственных персонажей, изображенных на картине. Кстати, взгляните, сам Александр Дюма тоже изображен на третьем плане полотна...

Давайте я ещё перечислю некоторых реальных лиц, лица которых изображены на первом полотне триптиха "Алюмен":
Эминент, он же Адольф Франц Фридрих, барон фон Книгге, он же Филон - входит в один из масонских орденов алюмбардов;
Огюст Шевалье - товарищ Эвариста Галуа, учёный;
Джузеппе Гарибальди - здесь известный итальянский революционер "всего лишь" капитан кораблика...
...и множество других.

Трио художников умело использует всю художественную палитру. Взгляните сами:
"Тишина прекрасна сама по себе. Ее гулкие чертоги населены любыми звуками, голосами, песнями".

"Есть в Париже райский уголок.
Плакучие ивы склонились к темной воде. Полощут желто-зеленые кудри, пускают вдоль берега мелкую рябь. Два юнца-каштана растут наперегонки, на зависть старухам-липам. Пара лестниц ведет на Новый мост – вопреки названию, старейший мост города. Сводчатые арки перегородили реку, соединив западную часть острова Ситэ с берегами Сены. Лежи на травке, целуйся с милой, любуйся чудесными видами: Лувр, сад Тюильри...
Сквер дю Вер-Галан, чудо из чудес".

Таких поэтических пейзажей на картине немного. Но они поразительно изысканны.

А фантастическая рама-обрамление лишь добавляет выразительности деталям и проясняет-подчёркивает идеи:
"Короля играет свита. Плохого короля. Настоящего монарха играть не надо. Он всюду король".

Ректор – Адольф фон Книгге. Устав – «Новый Завет Сатаны».
Отсмеявшись, он вытер слезы и продолжил чтение.
«Новый Завет Сатаны» гласит:
– Овладей общественным мнением, сея раздоры;
– Опирайся на чужие слабости;
– Борись с личностью, способной к творчеству;
– Понуждай людей к погоне за удовольствиями;
– Преподавай готовые взгляды, убивай способность мыслить;
– Введи всеобщее избирательное право, вооружившись мощью тупого большинства;
– Сила денег вращает земной шар...»

М-дааа... А может, не стОит так смеяться?..

Обратите внимание ещё на один нестандартный, но выразительный персонаж:
"Великий Ветер, Отец всех ветров, расхохотался, несясь над спящим городом. Богиня Разума? Он не встречал такого божества.
Сыновья, толстощекие быстродуи и завывалы, рассказывали Отцу, когда тот спускался к ним из вышних чертогов, про университеты и храмы. Про фабрики и больницы они тоже рассказывали. В их повестях, как живые, вставали алхимики, ищущие секрет вечной жизни, и математики, свихнувшиеся на числах. Спорили профессора в смешных шапочках, оккультисты вращали столы; врачи размышляли над вскрытым трупом, мистики беседовали с мертвецами; физики сходили с ума над электрическими огнями, бросали вызов здравому смыслу ясновидцы и пророки...
Разум?
Не смешите меня!.."

Это не научная фантастика. И не фэнтези. Это не пойми что.
Но д-дверь (простите!)... Это Нечто!

Всего вам доброго! До новых встреч. Совсем скоро - будут обзоры двух других картин триптиха "Алюмен". Поэтому рекомендую заглядывать в наш литературный музей почаще.

    ***************************************************

Генри Лайон Олди и Андрей Валентинов. "Алюмен". Часть вторая "Механизм пространства"
"Человечество, залитое негашеной известью прогресса".

Всё, сказанное о первой книге, - верно и в отношении второй.
Точно такое же тонкое, ажурное и весьма правдоподобное сплетение реальности и вымышленных событий.
Опять на каждой странице тянет заглянуть в Википедию. Кстати, я уверена, что одной из главных целей цикла как раз и является пробуждение интереса к истории. И писатели мастерски достигают этой цели.

Я уже даже привыкла в цикле "Алюмен", легко различаю реальные события от выдуманных: все описываемые события - это действительные исторические факты. А фантастическая "подливка" чётко видна невооруженным взглядом. Хотя и сплетается с исторической реальностью.

Стиль всего цикла:
"голоса – спокойные, выразительные, с театральными паузами".
Без сомнения, троица замечательных современных писателей Г.Л.Олди и Андрей Валентинов на "отлично" выполняет своё гдз по русскому языку. :)

Но вдруг! В конце второй книги сюжет делает абсолютно неожиданный поворот. И проявляется совершенно новый пласт, новое звучание:
«Ненавижу войну! – дрогнули сухие губы. – Мерзавцев, кто ее придумал, – ненавижу! Умники-теоретики! Под картечь бы всех…»

Бонапарт отказался от строительства пироскафов и подводных лодок – представляете? В самый разгар конфликта с Британией! Какой ангел постарался, махнул крылом?

Голос Клаузевица звучал спокойно, как если бы речь и вправду шла о теоретических спорах.
– Мой учитель Шарнхорст тоже надеется на прогресс науки. Он уверен: новые технические достижения сделают войну невозможной. Как только изобретут разрывной снаряд, гарантировано убивающий трех человек, воевать станет невыгодно. Даже в случае победы потери обескровят страну…

Вам знаком термин «гонка вооружений»?

И внезапно всё предыдущее действие оказывается настолько неоднозначным, что... что за третью книгу схватилась с жадностью. Поэтому скоро будет следующий отзыв.

И в завершение - ещё несколько вкусных фраз:
"Не всегда состоит в нашей воле быть любимыми, но всегда от нас самих зависит не быть презираемыми…"
(Да-да! Это действительно сказал Эминент, когда он был ещё Адольфом фон Книгге).

"Откровенность – яд, расслабляющий тебя. Он всасывается в кровь, превращается в доверие, и ты уже беззащитен".

"Люди уверены, что им подвластно Грядущее. Грядущее уверено, что ему подвластны люди".


Генри Лайон Олди и Андрей Валентинов. Цикл "Алюмен". Книга 3. "Механизм жизни"

Ну наконец-то!
Таки дочитала я третью часть "Алюмена".
Впечатление остались неоднозначные.

В общем жанр цикла удалось абсолютно точно определить только сейчас: полный нестандарт. :)
Если точнее, то: научно-фэнтезийный, слегка-мистический, интеллектуальный, исторический
приключенческий роман с налётом пост-модернизма. О как! (вроде ничего не пропустила).

В третьей книге действие почти целиком переносится в Россию, в Санкт-Петербург, и далее... - путешествие из Петербурга в Москву и Тамбовскую губернию.
Опять 1832 год. И много русской истории, частью совершенно неизвестной.
Например, слыхали ли вы о том, что император Александр (который первый), оказывается,
"...хотел стать президентом – первым президентом Российской федеративной республики".
"В 1818 году Конституция России – Уставная грамота – была подписана. Началось создание тринадцати российских «держав» – штатов. Первой на очереди была Москва. Свой полувековой юбилей Александр думал встретить на посту Первого Президента".

Вот так вот. Не больше, но и не меньше.

Конечно, исторических фактов опять приводится множество. В частности, о взаимоотношениях Российской империи и Польши.

Есть немножко подшучиваний.
Так, троица писателей призывает обратить внимание на внешнее сходство Ганса Христиана Андерсена и Николая Васильевича Гоголя:
"Андерсен сошел с ума. Уверял, что взял псевдоним и теперь известен как Николай Васильевич Гоголь. Зануда счел это очередной фантазией гораздого на шутки Ханса Христиана".

Ну... похож... слегка. :)

А ещё герои отправились ловить страшную монстру - чупакабру. Под Тамбовом. В 1832 году. Ага. :)
"Загадочный зверь есть не кто иной, как чупакабр – «козий кровосос», хорошо известный в Аргентине…»"

«Профессор утверждает, что тамбовский чупакабр схож с собакой, ежели скрестить бордоского дога с ярославской борзой, но гораздо больше размерами. Шерсть на нем медно-красная с темной остью, морда черная, и на спине есть горб. Экспедиция, цель которой – положить конец…»

А вот ещё картинка. Эминента (Адольфа фон Книгге) сопровождает весьма выразительная троица:
"Почтальона у кареты сменила свита фон Книгге. Великан Ури, кряхтя, подавал багаж на крышу, рыжий прохвост Бейтс привязывал баулы и коробки веревками к поручням..."
...и баронесса-вампирша.
Напрашиваются параллели с воландовской свитой.

Вот и получается общее впечатление: читать, конечно, интересно. Но всё-таки тяжеловато.
Или просто под конец я устала от Алюмена и приключений его сотоварищи... Вполне может быть и такое.

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди