Ойкумена

(роман-трилогия: "Кукольник", "Куколка", "Кукольных дел мастер")


Космическая симфония, масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет. Судьбы людей представлены здесь в поистине вселенском масштабе.

Читать в библиотеке LitRes

 

Жизнь не описать математическим методом, не разложить по пробиркам. Служить прогрессу — не значит замкнуться в границах сиюминутного Познания. Иначе мы возведем не Храм Науки, а очередное капище с фанатиками-жрецами и идолами, вымазанными кровью. Допустим, мы ошиблись. Допустим, вы — нелепый сновидец, а Воскрешение Отцов — мечта, сказка. Но разве такая мечта не вселяет надежду? Встретиться через века! Подняться над Временем, встать над Смертью? Я согласен работать на такую мечту, как Сизиф. Можно сказать, что камень раз за разом скатывается обратно. Но можно сказать, что мы раз за разом поднимаемся на вершину. Что вам больше нравится?

«Алюмен», книга третья «Механизм жизни»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Ойкумена (1)

О людях и куклах

А куклы так ему послушны,
И мы верим простодушно
В то, что кукла может говорить…

«Марионетки», группа «Машина времени»

Нечасто приходится удивляться, читая современную фантастику. А удивляться приятно – так и подавно. От сэра Генри Лайона, вот, после десятой прочитанной книги тоже особых сюрпризов не ждёшь. Берусь за очередной томик, заранее зная: удовольствие от прочтения гарантировано, разочарован не буду. И стабильно не разочаровываюсь. Это, в общем, приятно. Стабильность вообще хорошее качество для писателя (или для дуэта писателей, не суть). Но господин Требовательный Читатель ведь так устроен чудно… Хочется, хочется ж ему, читателю с большой буквы «Т», чего-то большего! Даже от любимых писателей – хочется! Ну, чтоб хотя бы время от времени… чтоб по нервным окончаниям, как по гитарным струнам – нежно так пальчиками: бр-р-рум-м-м… И опа! Здравствуй, катарсис.
А Любимые Писатели – они на то и пишутся с заглавной «Л», что от них, знаете ли, можно ждать. Они, знаете ли, могут. Умеют. Ибо!
Возьмут, например, и напишут космооперу.

Открыл «Ойкумену» с невольной опаской. Космоопера? Это от Олди-то? Ох, стрёмно, братцы! С первых же страниц как посыпалось: информателла, невропаст, вудуны с гематрами, имперс… тьфу, леший… им-пер-со-нация! Во!
Страниц двадцать недоумевал. А потом… потом три тома промелькнули, как три главы. Так в текст нырнул, что после заплыва едва вынырнул, как знаменитый барон сам себя за волосы из романа тащил – эдак затянуло. Космоопера? Ну-у-у… отчасти. Звездолёты в наличии, множество обитаемых миров – тоже, даже грозные военные флотилии – вот они, легки на помине. В то же время, окажись трилогия классической космооперой, моё удивление едва ли стало бы приятным. Потому, что «Звёздных королей» уже давным-давно написал Гамильтон Эдмонд, а «Пришествие ночи» - сравнительно недавно написал Гамильтон Питер.
С «классикой жанра» общего у «Ойкумены» ровно столько же, сколько у «Гамлета» с учебником по истории Средневековья. Или здесь уместнее не «Гамлета» вспомнить, а «Сон в летнюю ночь»? Ведь не фэнтези, нет. Но и не строгое НФ, отнюдь. Звёздные флотилии здесь далеко не на главных ролях, а чужие миры служат лишь антуражем для локальных событий. Глобальное, вселенское – оно скрыто внутри героев, их внутренние изменения становятся предпосылками для перемен галактических масштабов.
И я вижу перед собой маскарад, кукольный театр. По левую руку от сюжета шествует драма, по правую – фарс. Трагикомедия. Фантасмагория. Космооперетта.

Олди – мастера говорить несерьёзно о серьёзном. Вернее делать вид, будто говорят они не всерьёз. Здесь – весёлая шутка, там – изящный гротеск… Гениальный профессор предстаёт в образе явного шарлатана, гордый офицер помпилианец видится напыщенным и недалёким воякой, а Лючано Борготта – он кто? Профессиональный неудачник? Или неудачливый профессионал?
Обожаю наблюдать, как герои неспешно раскрываются, распускаются розами на сюжетном кусте, разворачивают передо мной – читателем – изящные лепестки черт. Обожаю придирчиво сравнивать и убеждаться: они все разные, эти лепестки, все уникальные. Каждый герой – личность. Или, если угодно, кукла ручной работы, не похожая на своих товарок.

Декорации достойны особого упоминания. Уж авторы дали волю фантазии! Уж дали так дали! А потом догнали и добавили ещё – на закуску! Красочные, яркие, фееричные, занятно гротескные миры, живущие по своим законам. Нации, заселившие Ойкумену, представлены не номинально, не схематично, они, как и герои, обладают множеством уникальных черт. Брамайны и вудуны, помпилианцы и гематры – все они по сути своей люди, все могут найти общий язык, когда приспичит… и вместе с тем как же ВСЕ МЫ, ХОМО САПИЕНСЫ, не похожи друг на друга! Как же наши «национальные особенности», выпестованные, взлелеянные и ревностно хранимые, мешают простому человеческому взаимопониманию! Это ж только представить, сколь мы далеки друг от друга… Может, и впрямь пора уже на новый уровень выходить? Уровень абсолютного взаимодействия, когда каждый привносит в общее дело что-то своё, дабы в итоге родилось единое НЕЧТО. Могущественное. Космическое. Антическое.
Изящная игра авторов на исторических, культурных и религиозных аналогиях… хотя бы ради неё стоило прочитать всю трилогию.

А куклы-герои движутся среди умело расставленных декораций, сходятся и расходятся, обмениваются репликами. Ниточек, тянущихся вверх, к вагам в руках авторов, почти не замечаешь. Кажется, что куклы и впрямь живут своей жизнью, а их судьбы причудливо переплетаются лишь потому, что изначально крепко связаны между собой. Неизбежно какой-то момент ловишь себя на мысли: «Слишком уж часто они друг с другом пересекаются во времени-пространстве! Ведь не может быть Вселенная этакой большой деревней! Ведь не может, а?» За Вселенную не скажу. А вот кукольное представление на этот вопрос лишь пренебрежительно машет рукой: «Может! Моя Вселенная и не такое может!»
Вот и бросает главного героя от одного ключевого персонажа к другому, будто бы невзначай, будто бы случайно, против его собственной геройской воли ведёт по сюжету, и неизменно приводит в нужное место и нужное время. Туда, где он оказывается способен спасти друзей. И повлиять на судьбу мира.
Кто там кричит «Не верю»? Милейший, вы, кажется, забыли где находитесь. Это театр, представление. Отключите гиперкритичность восприятия и просто насладитесь плетением сюжетной паутины, ведь она, в сущности, нигде не противоречит логике событий.

Я вот насладился. И со своей галёрки кричу в голос:
- Браво, сэр Генри Лайон! Брависсимо! Бис!

Eki-Ra

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди