Ойкумена

(роман-трилогия: "Кукольник", "Куколка", "Кукольных дел мастер")


Космическая симфония, масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет. Судьбы людей представлены здесь в поистине вселенском масштабе.

Читать в библиотеке LitRes

 

— Проклинаю! За то, что никого не любите! Нет любви в ваших сердцах! А раз так, то положу свое проклятие на души ваши. И пусть тяготеет до скончания веков!
— Ты погодь! — возмутились строгали. — Как это: никого не любим?
— Всем сердцем!
Пламя вокруг мага налилось темным багрянцем.
— Врёте! И потому — проклинаю в третий раз! Отныне, едва наступит Гурьин день — ни один из вас не переживет сего дня, ни один не застанет нового рассвета, если в сердце его не зазеленеет хоть малый росток любви! Не возлюбите ближнего, так и в гроб ляжете! Поняли, суесловы?

«Проклятие» («Архивы Надзора Семерых»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (15)


Генри Лайон Олди

Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга вторая. Королева Ойкумены.

 

Роман

Издательство: «Эксмо», 2010

Серия: «Миры Г.Л.Олди»

354 стр., 11000 экз.

«Urbi et orbi», часть 2

 

Текст: Игорь Черный

 

Жанр: Научная фантастика

Тип: Философский боевик

 

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Марина и Сергей Дяченко «Армагеддом»

Вениамин Каверин «Открытая книга»

 

СЮЖЕТ: Регина ван Фрассен, родившаяся в именитой семье с планеты Ларгитас, что в системе Ойкумены, с раннего детства проявила способности телепата. Этот дар и благословение для его обладателя и в то же время проклятье. В книге, являющейся второй частью эпопеи, описаны еще три временных периода из жизни героини – муки и радости первой любви, получение высшего образования в Храме на Сякко, экзамен на профессиональную пригодность.

Читая вторую часть цикла «Urbi et orbi», все больше убеждаешься в том, что Олди, похоже, решили эксперимента ради написать «дамский» роман. В центре повествования по-прежнему находится девушка-телепат, пытающаяся осмыслить природу своего дара и найти ему адекватное применение. Все остальные персонажи, появляющиеся на страницах романа, лишь оттеняют образ Регины Ван Фассен, мучительно ищущей себе место в сложном и преимущественно враждебном ей мире.

Стержневую идею цикла сами авторы определили как изучение природы насилия. И если в первой книге они говорили о насилии вредном и полезном, убийственном и обучающем, о насилии маньяка и педагога, террориста и хирурга, солдата и телепата, то в «Королеве Ойкумены», как нам показалось, речь идет все больше о насилии над собой, над собственной личностью. Героиня то и дело спотыкается о большие и малые камни, что-то находя, но большей частью теряя. И в этой суете сует ее характер закаляется, приобретает твердость цельнометаллической оболочки. Все отчетливее и отчетливее звучит мотив трагического одиночества, происходящего то ли от непохожести Регины на других людей, то ли от некой особой миссии, уготовленной для нее судьбой. Впрочем, в последнем мы уже начинаем сомневаться, поскольку вот уже и второй том прочитан, а приближающихся отзвуков грядущего Большого Взрыва пока не слышно.

Роман приобретает ярко выраженную камерность, где все события имеют крупное значение лишь для небольшой группки людей, прежде всего, для главной героини. Да, она передвигается по необъятным пространствам Ойкумены, участвуя то в глобальных геополитических событиях, то в происшествиях, важных для судеб ее собственной планеты. И каждый новый мир, рисуемый Олди, выписан с неподражаемой обстоятельностью и зримостью. То ли это царство находящихся на первобытном уровне развития кутхи и каутли, то ли эстетская, разительно напоминающая Японию Сякко (живописать восточный колорит у соавторов получается блестяще). И все равно Регине нигде не удается спрятаться от самое себя и от злой доли, темным проклятием преследующей девушку. Хотя, опять же таки, тут можно поспорить. Нашла ли бы формирующаяся Королева Ойкумены личное счастье с таким хлюпиком и маменькиным сынком, как Ник Зоммерфельд? Большинство читательниц, вероятно, с облегчением воспримет этот поворот в судьбе Регины. Не такой ей нужен спутник. Но от этого не легче, и на сердце саднящая рана, которую может уврачевать только всемогущее Время и не менее всемогущая Настоящая Любовь.    

Поэтике «женского» романа свойственен мелодраматизм. Не обошлось без изрядной его толики и в «Королеве Ойкумены». Особенно в финальной части, где героине представляется возможность «поквитаться» с несколькими своими обидчиками. Понятно, что никакого «сведения счетов» не было, все это лишь плоды излишнего самоедства Регины. Однако тяжело переживать подобные стрессы натуре тонкой и чувствительной, скрывающейся за внешней железной оболочкой младшей из Ван Фрассенов.    

К лучшим эпизодам романа относятся сцены, где описывается лечение-противоборство Регины и юной химеры Фриды. Эти два живых существа нужны друг другу, как небо и земля, вода и воздух. Они врачуют раны друг друга. Но будет жаль, если в жизни героини жутковатый монстр останется единственным близким существом.

 

Бездна ума и вкуса, что уже стало фирменным признаком книг Олди. И к этому бы еще чуточку жизненного оптимизма и веры в будущее.

 

ЦИТАТА:

****буллит Маленький ящер - голенастый, тощий, похожий на страусенка - с трудом поднялся на задние лапы. Приплюснутая головка дрожала, как у глубокого старца. Подергивался узкий хлыстик хвоста. Передние лапы, вооруженные страшными когтями, ящерок прижимал к груди. Спотыкаясь, он обошел вольер, вернулся к капусте - и с разочарованием зашипел.

 

ВЫНОСКА: В цикле все отчетливее и отчетливее звучит мотив трагического одиночества.

 

ПРИСУТСТВУЮТ

менталы

химеры

военные

ученые

аборигены

 

ОТСУТСТВУЮТ

фэнтезийные народы

магия

короли

боги

 

ОЦЕНКИ

Сюжет — 8

Мир — 9

Персонажи — 9

Стиль — 10

Качество издания — 9

Оценка “МФ” — 9

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди