Гарпия

(роман из цикла "Чистая фэнтези")


Поэт Томас Биннори, любимец короля, умирает от душевной болезни. Все усилия лекарей и магов тщетны. Спасти несчастного может лишь гарпия – женщина-птица из резервации на Строфадских островах...

Читать в библиотеке LitRes

 

Спросите любого исцарапанного мальчишку, с визгом несущегося по улицам Калорры, кем он хочет стать через пяток лет? Мальчишка засмеется, швырнет в вас пригоршню дорожной пыли и побежит дальше. Но прежде чем свернуть за угол, он остановится и обязательно крикнет срывающимся голосом:
— Скользящим в сумерках!..
А потом он все равно убежит от вас, если вы слишком пристально уставитесь на браслеты его левой руки, или взъерошенным волчонком метнется в ближайший двор, или просто махнет через забор, за которым сушится чье-то белье...

«Сумерки мира» (цикл «Бездна Голодных глаз»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (10)

 

Генри Лайон Олди

Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга первая. Дитя Ойкумены.

 

Роман

Издательство: «Эксмо», 2010

Серия: «Стрела Времени»

352 стр., 11000 экз.

 

Текст: Игорь Черный

 

Жанр: Научная фантастика

Тип: Философский боевик

 

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Андрей Валентинов «Сфера»

Вениамин Каверин «Открытая книга»

 

СЮЖЕТ: У Регины ван Фрассен, родившейся в именитой семье с планеты Ларгитас, что в системе Ойкумены, с раннего детства обнаружились способности телепата. Этот дар и благословение для его обладателя и в то же время проклятье. В книге, являющейся первой частью эпопеи, описаны три временных периода из жизни героини – ранее детство и открытие способностей, обучение в специализированном интернате «Лебедь», выпускные испытания и получение аттестата и пометки о «социальной адаптированности» личности.

У Олди есть свои излюбленные темы, к которым они время от времени возвращаются, чтобы найти в них новую грань, оттенить и по-особому выпятить то, что уже не единожды было описано и показано. Это и тема творца, и отношения человека и Бога (богов), и жизнь большого города, и положение науки и искусства в обществе. Но самой, пожалуй, любимой является тема «непохожести», раскрывающаяся в историях об изгоях из социума, пытающихся отстоять свое право на существование, личное счастье, творчество. То ли это мудрец-поэт, становящийся владыкой огромной державы, то ли маги, скрывающиеся от преследований закона, то ли царь-бродяга, никак не могущий вернуться домой с войны. Или вот, как в новом романе «Дитя Ойкумены» из начатого цикла «Urbi et orbi, или Городу и миру», девушка-телепат, пытающаяся осмыслить природу своего дара и найти ему адекватное применение.

Действие происходит в мире, уже знакомом читателю по трилогии «Ойкумена», однако рассматриваемом в несколько ином ключе. По форме произведение представляет собой роман-биографию. В центре его судьба девочки (затем девушки, а в будущем, наверное, зрелой женщины) Регины ван Фрассен, наделенной редким даром телепатии – искусства внушать другим свои мысли и желания. Люди с подобными задатками на Ойкумене подлежат учету и контролю. Общество старается использовать способности менталов для своих нужд (весьма разнообразных). В первой книге читатель пока знакомится с тремя периодами жизни Регины: детством, отрочеством и ранней юностью. Все, как у классиков. В принципе, в этом начале большого (как мы полагаем) пути почти нет каких-либо сверхъестественных событий, заставляющих предположить о некоей избранности героини, её мессианстве или архизлодействе. Само собой, ей пришлось пережить немало превратностей судьбы, порой столь трагичных, что не позавидуешь. И все же судьба эта типична, не исключительна. Но цикл, наверняка, не случайно назван «Urbi et orbi». Именно к городу и миру обращались римские понтифики, чтобы донести до людского уха нечто чрезвычайно важное, судьбоносное для всего человечества. Поэтому и ожидаешь от последующих книг цикла некоего откровения, которое прогремит с эффектом разорвавшейся бомбы.

Кроме жизнеописания, это еще и роман-исследование. Авторы с дотошностью ученых-натуралистов изучают природу насилия. В первую очередь, насилия над психикой. Дозволено ли человеку даже с благими целями вмешиваться в чужое сознание? И если дозволено, то с какими целями и насколько глубоко? Тут Олди в чем-то сближаются с Эмилем Золя и его теорией экспериментального романа. Они ставят эксперименты над своей героиней, помещая ее в различные жизненные ситуации и скрупулезно записывая каждое движение души, сознания, плоти Регины. То крохе из элитного детсада предлагают насладиться безграничной властью и тут же дают по рукам, наблюдая, как она перенесет горькое разочарование. (Кстати, фантасты в который раз продемонстрировали свое мастерство в изображении детской психологии). То отдают ее в руки террористов, моделируя различные варианты поведения заложников, превращающихся из обезумевшего от страха существа в карающего ангела-мстителя. То испытают первой любовью и соперничеством лучшей подруги. И все это почти бесстрастно констатируется, разбавляемое редкими комментариями уже повзрослевшей героини, оглядывающейся на пройденную жизнь

По ряду сюжетных поворотов и мотивов видно, что Олди живо откликаются на события, происходящие в нашем собственном мире. В принципе, оно и понятно. Ойкумена – это отчасти мы сами с нашими муками и радостями, проблемами и заботами. Естественно, нельзя пройти мимо таких явлений как, например, терроризм и религиозный фанатизм. Хотя и его фантасты пытаются не столько оправдать, сколько снова-таки изучить и понять. Терроризм, насилие над беззащитными людьми – это гадко, подло и безнравственно. Однако он является ответом на такое же насилие и безнравственное отношение, проявленное к представителям другой расы (национальности, вероисповедания, профессии). Не случайно в третьей части романа помещена вставная повесть, представленная в форме арт-хаусного фильма «Мондонг» об освоении человеческой цивилизацией далекой планеты, населенной непонятными в психологическом плане существами. Насилие над непохожей психикой, желание подчинить ее, загнав в понятные рамки, приводит к ответному насилию, а затем и к террору. Принуждение порождает принуждение. Оттого и встает перед персонажами книги животрепещущая проблема Ограничения, как необходимого условия человеческого общежития. Иначе нельзя, потому как ничем не ограниченная свобода может привести сначала к анархии, а затем к хаосу и неминучему концу цивилизации.  

При всей строгой «научности» и «фундаментальности» содержания, по форме оно очень легко и поэтично. Авторы в который раз доказали, что они мастерски владеют словом. Отдельные фрагменты напоминают стихи в прозе. А чтение сценария «Мондонга» вызывает сожаление, что этот фильм, увы, не будет поставлен каким-нибудь реальным режиссером.

 

Типичный философский роман в духе Олди, которому, возможно, не помешала бы большая толика экшена.

 

ВРЕЗКА: «Если «Ойкумена» - роман о свободе, то «Городу и миру» - роман о насилии. О насилии вредном и полезном, убийственном и обучающем. О насилии маньяка  и педагога, террориста и хирурга, солдата и телепата…» (Г.Л.Олди)

 

ЦИТАТА:

****буллит - Фильм - второстепенный фактор, - продолжил Фома. - Главный - конфликтная ситуация между тестируемыми. Соперничество из-за объекта влюбленности. Я намеренно провоцировал вас на применение ментальных способностей по отношению ко мне, друг к другу и к окружающим. И отслеживал реакции.

 

ВЫНОСКА: Авторы с дотошностью ученых-натуралистов изучают природу насилия.

 

ПРИСУТСТВУЮТ

менталы

эйдетики

ученые

террористы

кинематографисты

 

ОТСУТСТВУЮТ

фэнтезийные народы

магия

драконы

боги

 

ОЦЕНКИ

Сюжет — 8

Мир — 9

Персонажи — 9

Стиль — 10

Качество издания — 9

Оценка “МФ” — 9

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди