Гарпия

(роман из цикла "Чистая фэнтези")


Поэт Томас Биннори, любимец короля, умирает от душевной болезни. Все усилия лекарей и магов тщетны. Спасти несчастного может лишь гарпия – женщина-птица из резервации на Строфадских островах...

Читать в библиотеке LitRes

 

Жизнь не описать математическим методом, не разложить по пробиркам. Служить прогрессу — не значит замкнуться в границах сиюминутного Познания. Иначе мы возведем не Храм Науки, а очередное капище с фанатиками-жрецами и идолами, вымазанными кровью. Допустим, мы ошиблись. Допустим, вы — нелепый сновидец, а Воскрешение Отцов — мечта, сказка. Но разве такая мечта не вселяет надежду? Встретиться через века! Подняться над Временем, встать над Смертью? Я согласен работать на такую мечту, как Сизиф. Можно сказать, что камень раз за разом скатывается обратно. Но можно сказать, что мы раз за разом поднимаемся на вершину. Что вам больше нравится?

«Алюмен», книга третья «Механизм жизни»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (10)

 

Генри Лайон Олди

Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга первая. Дитя Ойкумены.

 

Роман

Издательство: «Эксмо», 2010

Серия: «Стрела Времени»

352 стр., 11000 экз.

 

Текст: Игорь Черный

 

Жанр: Научная фантастика

Тип: Философский боевик

 

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Андрей Валентинов «Сфера»

Вениамин Каверин «Открытая книга»

 

СЮЖЕТ: У Регины ван Фрассен, родившейся в именитой семье с планеты Ларгитас, что в системе Ойкумены, с раннего детства обнаружились способности телепата. Этот дар и благословение для его обладателя и в то же время проклятье. В книге, являющейся первой частью эпопеи, описаны три временных периода из жизни героини – ранее детство и открытие способностей, обучение в специализированном интернате «Лебедь», выпускные испытания и получение аттестата и пометки о «социальной адаптированности» личности.

У Олди есть свои излюбленные темы, к которым они время от времени возвращаются, чтобы найти в них новую грань, оттенить и по-особому выпятить то, что уже не единожды было описано и показано. Это и тема творца, и отношения человека и Бога (богов), и жизнь большого города, и положение науки и искусства в обществе. Но самой, пожалуй, любимой является тема «непохожести», раскрывающаяся в историях об изгоях из социума, пытающихся отстоять свое право на существование, личное счастье, творчество. То ли это мудрец-поэт, становящийся владыкой огромной державы, то ли маги, скрывающиеся от преследований закона, то ли царь-бродяга, никак не могущий вернуться домой с войны. Или вот, как в новом романе «Дитя Ойкумены» из начатого цикла «Urbi et orbi, или Городу и миру», девушка-телепат, пытающаяся осмыслить природу своего дара и найти ему адекватное применение.

Действие происходит в мире, уже знакомом читателю по трилогии «Ойкумена», однако рассматриваемом в несколько ином ключе. По форме произведение представляет собой роман-биографию. В центре его судьба девочки (затем девушки, а в будущем, наверное, зрелой женщины) Регины ван Фрассен, наделенной редким даром телепатии – искусства внушать другим свои мысли и желания. Люди с подобными задатками на Ойкумене подлежат учету и контролю. Общество старается использовать способности менталов для своих нужд (весьма разнообразных). В первой книге читатель пока знакомится с тремя периодами жизни Регины: детством, отрочеством и ранней юностью. Все, как у классиков. В принципе, в этом начале большого (как мы полагаем) пути почти нет каких-либо сверхъестественных событий, заставляющих предположить о некоей избранности героини, её мессианстве или архизлодействе. Само собой, ей пришлось пережить немало превратностей судьбы, порой столь трагичных, что не позавидуешь. И все же судьба эта типична, не исключительна. Но цикл, наверняка, не случайно назван «Urbi et orbi». Именно к городу и миру обращались римские понтифики, чтобы донести до людского уха нечто чрезвычайно важное, судьбоносное для всего человечества. Поэтому и ожидаешь от последующих книг цикла некоего откровения, которое прогремит с эффектом разорвавшейся бомбы.

Кроме жизнеописания, это еще и роман-исследование. Авторы с дотошностью ученых-натуралистов изучают природу насилия. В первую очередь, насилия над психикой. Дозволено ли человеку даже с благими целями вмешиваться в чужое сознание? И если дозволено, то с какими целями и насколько глубоко? Тут Олди в чем-то сближаются с Эмилем Золя и его теорией экспериментального романа. Они ставят эксперименты над своей героиней, помещая ее в различные жизненные ситуации и скрупулезно записывая каждое движение души, сознания, плоти Регины. То крохе из элитного детсада предлагают насладиться безграничной властью и тут же дают по рукам, наблюдая, как она перенесет горькое разочарование. (Кстати, фантасты в который раз продемонстрировали свое мастерство в изображении детской психологии). То отдают ее в руки террористов, моделируя различные варианты поведения заложников, превращающихся из обезумевшего от страха существа в карающего ангела-мстителя. То испытают первой любовью и соперничеством лучшей подруги. И все это почти бесстрастно констатируется, разбавляемое редкими комментариями уже повзрослевшей героини, оглядывающейся на пройденную жизнь

По ряду сюжетных поворотов и мотивов видно, что Олди живо откликаются на события, происходящие в нашем собственном мире. В принципе, оно и понятно. Ойкумена – это отчасти мы сами с нашими муками и радостями, проблемами и заботами. Естественно, нельзя пройти мимо таких явлений как, например, терроризм и религиозный фанатизм. Хотя и его фантасты пытаются не столько оправдать, сколько снова-таки изучить и понять. Терроризм, насилие над беззащитными людьми – это гадко, подло и безнравственно. Однако он является ответом на такое же насилие и безнравственное отношение, проявленное к представителям другой расы (национальности, вероисповедания, профессии). Не случайно в третьей части романа помещена вставная повесть, представленная в форме арт-хаусного фильма «Мондонг» об освоении человеческой цивилизацией далекой планеты, населенной непонятными в психологическом плане существами. Насилие над непохожей психикой, желание подчинить ее, загнав в понятные рамки, приводит к ответному насилию, а затем и к террору. Принуждение порождает принуждение. Оттого и встает перед персонажами книги животрепещущая проблема Ограничения, как необходимого условия человеческого общежития. Иначе нельзя, потому как ничем не ограниченная свобода может привести сначала к анархии, а затем к хаосу и неминучему концу цивилизации.  

При всей строгой «научности» и «фундаментальности» содержания, по форме оно очень легко и поэтично. Авторы в который раз доказали, что они мастерски владеют словом. Отдельные фрагменты напоминают стихи в прозе. А чтение сценария «Мондонга» вызывает сожаление, что этот фильм, увы, не будет поставлен каким-нибудь реальным режиссером.

 

Типичный философский роман в духе Олди, которому, возможно, не помешала бы большая толика экшена.

 

ВРЕЗКА: «Если «Ойкумена» - роман о свободе, то «Городу и миру» - роман о насилии. О насилии вредном и полезном, убийственном и обучающем. О насилии маньяка  и педагога, террориста и хирурга, солдата и телепата…» (Г.Л.Олди)

 

ЦИТАТА:

****буллит - Фильм - второстепенный фактор, - продолжил Фома. - Главный - конфликтная ситуация между тестируемыми. Соперничество из-за объекта влюбленности. Я намеренно провоцировал вас на применение ментальных способностей по отношению ко мне, друг к другу и к окружающим. И отслеживал реакции.

 

ВЫНОСКА: Авторы с дотошностью ученых-натуралистов изучают природу насилия.

 

ПРИСУТСТВУЮТ

менталы

эйдетики

ученые

террористы

кинематографисты

 

ОТСУТСТВУЮТ

фэнтезийные народы

магия

драконы

боги

 

ОЦЕНКИ

Сюжет — 8

Мир — 9

Персонажи — 9

Стиль — 10

Качество издания — 9

Оценка “МФ” — 9

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди