Мессия очищает диск


Кто не слышал о знаменитом монастыре Шаолинь, колыбели воинских искусств? Китай XV века плюс оригинальные философские идеи - и вращение Колеса Кармы предстает в абсолютно новом свете...

Читать в библиотеке LitRes

 

Глава Совета снял роскошный тюбетей и поскреб макушку ногтем. Лицо гроссмейстера излучало растерянность. Хотя сельский дурачок, и тот вряд ли бы поверил в растрепанность чувств Эфраима Клофелинга, автора серии основополагающих работ на тему "Есть ли жизнь после смерти?", посвященных детородным функциям у покойниц. Успешно совмещая теорию с практикой, хладнокровный, как ледяной тролль-диверсант, Эфраим лично принимал роды у женщин, умерших в период беременности, получая в итоге здоровеньких, живехоньких младенчиков с рядом интересных, малоизученных свойств. За это он приобрел гордую кличку Пупорез. Зря, что ли, ростовой портрет Клофелинга украшал "Нашу гордость", галерею "звезд" Коллегиума Волхвования? Сейчас, по слухам, гроссмейстер расширял спектр исследований, изучая покойниц разной степени свежести с точки зрения возможности зачатия. В качестве суррогат-отцов он привлекал эстетов-добровольцев из Академии изящных искусств.

«Приют героев»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (8)

НОМОС И КОСМОС

 

Трилогия «Ойкумена» литературного тандема, известного под псевдонимом Генри Лайон Олди как-то сама собой вошла в золотой фонд современной отечественной фантастики. Не в последнюю очередь – благодаря  нешаблонному подходу к  такому, казалось бы, почтенному, вдоль-поперек космолетами изъезженному жанру, как космическая опера. Соавторам удалось и впрямь вырваться за пределы привычных представлений о литературе «бластеров и сверхсветовых зведолетов». Критик Василий Владимирский, назвавший на «Озоне» «Ойкумену» в числе десяти лучших фантастических романов последнего десятилетия, недаром пишет о трилогии: «космическая опера с оригинальным, детально проработанным миром, написанная в манере, более уместной для какой-нибудь ориентальной фэнтези».

Корни «Ойкумены»  и правда растут из фэнтези, но скорее «античной», из романа тех же Олди «Одиссей, сын Лаэрта», где соавторы впервые использовали понятие «номос». Номос - порядок жизни, самостоятельно устанавливаемый каждым народом (см. энциклопедию),  и, по Олди, не многие отваживаются выйти за границы своего изолированного номоса в «большой космос», представляющий собой совокупность номосов. Однако если в «Одиссее» номосы довольно эффективно отграничивают друг от друга народы с их богами, верованиями, традициями и даже географией, то в «Ойкумене» эта концепция переносится уже на устройство обитаемой вселенной. Мир Ойкумены, как указывают в одном из интервью сами авторы,  – мир изолированных номосов. Брамайны, помпилианцы, вехдены, вудуны и прочие странные расы обитают каждая в своем мире, однако миры эти не распложены на «плоской» земле античности, но взвешены в черной бездне Космоса. И «открывает» номосы друг для друга не хитроумный Одиссей, но не менее хитроумный «кукольник» Лючано Брготта, человек сугубо штатский и в каком-то смысле антигерой, поскольку никакими типичными для героя космооперы качествами не обладает.

Выход человечества на новый виток развития возможен лишь, когда номосы свободно сообщаются между собой, мало того, объединяются в единую Ойкумену. Это и стало финалом первой трилогии об Ойкумене, и вот перед нами первый том, открывающий трилогию вторую. И правда, жаль было бы бросать на произвол судьбы такой великолепный мир!

Однако, судя по первому тому (впрочем, кто знает, куда повернет действие), эта часть эпопеи существенно отличается от предыдущей. Во-первых, открывающий ее роман «Дитя Ойкумены», в отличие от «Кукольника», да и всей первой трилогии, композиционно линеен. Ни флэшбэков, ни загадочных «посторонних» зачинов каждого значимого эпизода (в первой трилогии все линии сходятся лишь в финале)… Даже витиеватые метафоры, которыми славится избыточная, барочная проза соавторов («взгляд отставного канонира напоминал рабочее сопло плазмотрона»), здесь кажутся несколько чужеродными – историю-то нам авторы рассказывают довольно простую.

Однако, как и все простые истории – вечную в своей универсальности. Это «роман воспитания», история появления на свет и взросления Регины, девушки-телепатки, выросшей в достаточно благополучном – и оттого довольно жестко регламентированном – мире «техноложцев», расы, не обладающей мистической способностью других рас физиологически аккумулировать и распределять энергию, способную оживлять «двигуны» звездолетов. Телепатия на родной планете Регины – дар редкий, донельзя полезный (вы произвели на свет кусок золота – говорит высокопоставленный дядя ошеломленным родителям), и в то же время опасный, поскольку контролировать его малолетняя девчушка не способна. Соответственно надо научить ее ограничивать свой дар и применять его только по назначению – на пользу обществу. Обучение этим ограничениям – с сопутствующими этому травмами и неизбежными драмами взросления - и составляет основную сюжетную линию романа. Олди отказались от оценочного подхода. Насилие над человеком ради блага общества – хорошо это или плохо? Благополучный мир девочки-телепата даже имеет свой комплекс наук, изучающих факторы, необходимые для построения счастья – как общества, так и каждого отдельного человека. Здесь прекрасно развита биология и медицина, срок жизни граждан продлен вдвое, ученые по статусу приравнены к дворянству и аристократии, процветают искусства… Идеальный мир? Вряд ли – надменные «техноложцы» боятся и презирают «энергетов», владеющих «животной» энергией, ограждают себя от вмешательства извне военной мощью и бюрократической системой, визу сюда получить труднее, чем для нас, скажем, в Евросоюз. Иначе говоря, снова «номос», закрытое общество, однако, какие прорывы ожидают нас во второй и третьей книги пока что угадать сложно – наверняка, зная метод Олди, можно утверждать только одно: и этот номос рано или поздно станет частью космоса.

 

М. Галина

 

 

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди