Ойкумена

(роман-трилогия: "Кукольник", "Куколка", "Кукольных дел мастер")


Космическая симфония, масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет. Судьбы людей представлены здесь в поистине вселенском масштабе.

Читать в библиотеке LitRes

 

Через много лет, в послесловии к скандально известному сборнику стихов «Корни паутины», некий «кумир на час», как несправедливо назовут его критики, напишет: «Выбор — это, пожалуй, единственное, что ты не сможешь разделить ни с кем из живущих...»
Критикам никогда не узнать, что автор <<Корней паутины>>, отложив в сторону перо, видел дачу в Малыжино, больше похожую на разоренный муравейник, видел спальню для гостей, двоих новорожденных девочек, спящих, как могут спать только дети трех часов от роду, видел измученную женщину на смятой постели, высокого, сильного мужчину рядом с ней, видел на стене литографию Дюрера — нагие Адам и Ева пристально смотрят на яблоко в пасти скучающего змия, готовые в любой миг взять запретный плод или отдернуть руку; и кулак в груди мало-помалу разжимался, хрустя суставами.

«Маг в Законе», книга вторая

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (6)

Autumn leaf

 

Автор: Генри Лайон Олди
Название: Дитя Ойкумены
Серия: Urbi et Оrbi, или Городу и Миру

 

Иногда бывает жаль. Жаль, что хорошие книги имеют пренеприятное свойство быстро прочитываться. Такие захватывают и не отпускают от первой до последней страницы, заставляют не замечать течения времени и того, что происходит вокруг. Они будто переносят читателя в другой мир, где стрелки часов повинуются своим, неведомым законам, где есть только слова, складывающиеся в фразы, преобразующиеся в образы, создающие Вселенные. Книгу не читаешь - в ней живешь. И яркий пример такой литературы, да-да, именно литературы – фантастический роман «Дитя Ойкумены» двух соавторов, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди.
Итак, добро пожаловать в мир Ойкумены, читатель. Добро пожаловать в мир космоса и высоких технологий. Хотя, наверное, говорить о технологиях немного некорректно, ведь уровень развития планет очень разный. От высокоразвитого Ларгитаса некоторый планеты, застрявшие во мрачном Средневековье, отстают на тысячу лет. Население Ойкумены делится на техноложцев и энергетов, избравших когда-то другой путь развития. Расы энергетов развивали способности огранизма к энергетизации, тогда как люди предпочли науку. Интересен разброс форм правления - от монархии на Эскалоне, до диковинной наукратии на Ларгитасе. Собственно, на Ларгитасе и начинается действие романа.

 

Цитата:

Ваша система ограничений, якобы ведущая к счастью общества и индивидуума, говорили они. Ваша наукратия, помешанная на ученых титулах. Кавалер вместо адъюнкта, барон вместо приват-доцента, виконт-доцент, герцог-профессор (ординарный профессор, поправлял их Гюйс); Совет королей физики и математики, политики и ноотехники, имеющих право вето на законы, принимаемые парламентом…


А еще Ойкумена дорожит менталами – телепатами, активными и пассивными, умеющими передавать и читать мысли; эмпатами, воспринимающими чужие эмоции и синпатами-универсалами. Их ценят. Им завидуют. Их боятся. Многие из них оставляют свой след в истории, становятся великими.
«Дитя Ойкумены» является завязкой серии «Urbi et Оrbi, или Городу и ветру», рассказывающей о жизни телепатки Регины ван Фрассен. Роман состоит из трех частей, трех отрезков жизни Регины.
Вот ей шесть лет, в детском саду она и ее сверстники играют в космическую свадьбу. Все идет как нужно, все так, как и должно быть. Однако мирный ход событий нарушается: у Регины просыпается дар и она неосознанно подчиняет своей воле других детей.

 

Цитата:

Мгновением позже до нее дошла категорическая неправильность происходящего. Из детей лишь двое мимоходом покосились на упавших – и тут же отвернулись. Остальные вообще не обратили внимания на инцидент, поглощены игрой. Ник и Густав поднялись на ноги, улыбнулись, как если бы ничего не произошло, и деревянной походкой двинулись обратно. Ник больше не плакал. Густав – случай из ряда вон выходящий! – не желал продолжать драку. Сердце Элизы дало сбой, и вдруг застучало, как движок на форсаже. Девушка поняла, что происходит, так ясно, с такой ледяной, обжигающей уверенностью, как если бы сталкивалась с нештатной ситуацией десять раз на дню. На деле же Элизе Солингер, кавалер-даме дошкольной педагогики, приходилось видеть нечто, подобное «космической свадьбе», лишь в записи. Воспитателей предупреждали: вероятность очень низка – но не равна нулю.


Последствия этих действий весьма плачевны, и история могла закончиться даже не начавшись, если бы помощь не подоспела вовремя. К счастью, все обошлось, и маленькую телепатку отправляют в специализированный интернат «Лебедь», где менталов учат контролировать свои способности. Регине многому предстоит научиться, а пока ее жизнь строится на ограничениях и запретах.
Проходит время, героине уже двенадцать. Вместе с подругой, эмпаткой Линдой Гоффер, и ее семьей она отправляется на Террафиму и попадает в плен к террористам. Людей захватили в соборе Святого Выбора и это название не случайно. По легенде шахтерам, работавшим под землей являлся Святой Выбор, Стен-Эльтерн. Стен-Эльтерн предлагал им два варианта: пойти со ним в чрево земли и остаться там навеки или же вернуться домой. Вот только семью вернувшегося несчастья переследовали все оставшуюся жизнь, тогда как близким ушедшего десять лет сопутствовала удача. К чему это? К тому, что Регине тоже приходится делать выбор: воспользоваться способностями, рискуя жизнью совершить подвиг и спасти остальных или ждать чего-то, смерти ли, помощи - неизвестно. И она его делает.
Регине ван Фрассен шестнадцать. На Соне, планете-курорте, они с Линдой знакомятся с Фомой Рюйсдалом, молодым человеком, который понравился им обеим. Но выясняется, что Фома, инспектор службы Т-безопасности, тестировал юных телепаток, играл на их чувствах, провоцируя на применение способностей. Зачет по социальной адаптации, зачет и ничего больше. Это жестоко. Это насилие. Да, лгут все, лгут ради достижения цели, ради близких, ради мести. Лгут все, неважно, себе ли, другим, но ложь не становится ремеслом. А лжец – вовсе не характеристика Фомы Рюйсдала, это просто его профессия.
О Регине ван Фрассен и Линде Гоффер можно сказать одно – в них нет подлости и испорченности. Они радуются и печалятся, разочаровываются и обретают надежды, сталкиваются с трудностями и преодолевают их. Они совершают ошибки и учатся на них, взрослеют.

 

 

Цитата:

Такое с ней случилось впервые. Всё вдруг стало неважным. Плен, угроза; обстоятельства. Ее словно вознесло над ситуацией на скоростном лифте. Моя жизнь, подумала Регина. Моя жизнь внизу, далеко-далеко, и не имеет никакой ценности. Одна из миллиардов. Если кто-то захочет описать мою крошечную, мою бестолковую жизнь, ему хватит сотни слов. Или ему придется рассказывать о папе и маме, Линде и учителе Гюйсе, дяде Себастьяне и докторе Клайзенау – обо всех, соединенных с моей жизнью десятками «усиков», как «Нейрам-4» соединяется с височной костью.


Эта цитата, на мой взгляд, очень много говорит о Регине. Также интерес вызывают и ее размышления - отрывки из взрослых дневников, разбросанные по всей книге.

 

Цитата:

Жестокость – изнанка обиды.
Ненависть – изнанка слабости.
Жалость – изнанка взгляда в зеркало.
Агрессия – тыл гордыни.
Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного. От перемены мест слагаемых, даже если слагаются не числа, а чувства…
Банальность – изнанка мудрости.


Ярки образы отца Регины, военного Теодора ван Фрассена, честного и справедливого человека, ее матери Анны-Марии, карьеристки, которая искренне считает, что ограничение есть условие настоящего счастья. Ярки образы интернатского учителя-синпата Фердинанда Гюйса, благородного гранда Оливейры-ла-Майора, уже упомянутого Фомы Рюйсдала. Словом, герои - не куски разноцветного пластилина, не листы мятого картона, они живые люди.
Хороший, образный язык - глоток холодной воды в жару, оазис посреди пустыни. Повествование течет спокойно, читать книгу легко. Прекрасно описана другая, «изнаночная» реальность Регины с ее зелеными холмами, шелестом олив, звуками флейты - картина, которую можно представить, нарисовать в воображении. Интересно племя дикарей овакуруа из фильма «Мондонг», кстати говоря, бывшим частью теста на соцадаптацию, их тайны, странные обычаи и образ жизни. И, наконец, интересны люди, их характеры, желания, стремления и страхи.


Итог: читать. В романе «Дитя Ойкумены» нет бравых офицеров с бластерами наперевес и описаний космических битв. Он не об этом. Он - о людях. Прежде всего о них. И книга стоит потраченного на нее времени.

 

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди