Гарпия

(роман из цикла "Чистая фэнтези")


Поэт Томас Биннори, любимец короля, умирает от душевной болезни. Все усилия лекарей и магов тщетны. Спасти несчастного может лишь гарпия – женщина-птица из резервации на Строфадских островах...

Читать в библиотеке LitRes

 

Жизнь лучше рассматривать со стороны. Из горних, значит, высей. Тогда она выглядит законченным и гармоничным артефактом, творением крылатого гения, а не сплошным недоразумением простака. Глядя изнутри, ничего в жизни толком не разглядишь. Суета, томление духа, крошки в мятой простыне; одни камни собирают, другие разбрасывают, третьи этим камнем ближнего искренне любят, по темечку. А главное, замысла глазом не окинуть. Не познать в целостности. Выхватил горбушку? — жуй, давись, на каравай рта не разевай. Не про твою честь караваи пекутся.

«Песни Петера Сьлядека»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (4)

Номинация: Рецензия
Генри Лайон ОЛДИ. Urbi Et Orbi, или Городу и Миру
М.: Эксмо, 2010 – 2011.

Бомбы были сброшены для того, чтобы уничтожить все, – и шадруванские дворцы, и людей. Радиоактивная пустыня на многие десятилетия. Дабы никто долго не смог сюда попасть вновь. Можно ли было предположить, что история, начавшаяся с невинной, казалось бы, игры, шестилетней девочки Регины со сверстниками в детском саду, в итоге закончится бомбежкой? Тогда, в детстве, обнаружилось, что Регина - телепат. Ее забрали в специализированную школу-интернат, где научили обходиться с данным ей природой даром без вреда для окружающих и помогли нарастить скорлупу. Причем двойную: чтобы самой ментально не воздействовать на окружающих, и чтобы их мысли не лезли ей в голову: «Маркиз, способны ли вы залезть в карман случайному прохожему?» «Что вы себе позволяете, доктор?!» «Тогда почему вы оскорбляете мои принципы? Мое законопослушание? Почему считаете, что мой самоконтроль слабее вашего?»

Как утверждают авторы - Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, предыдущая их трилогия «Ойкумена» – о свободе, а «Urbi Et Orbi» – о насилии. И действительно, «насилие» – одно из наиболее часто встречающихся в романе слов. Можно даже сказать, что это энциклопедия насилия, нанизанная лист за листом на шило биографии Регины ван Фрассен. С самого раннего детства она проходит через череду насилий: на Ларгитасе ее насильно изъяли из детсада и поместили в интернат, на Террафиме похитили в качестве заложницы, на Соне ею манипулировал инспектор Т-безопасности, на Кухте она была вынуждена бежать из посольства из-за атаки флота каутлей и т.д. и т.п. Впрочем, еще девочкой Регина обнаружила «цитату из труда какого-то допотопного философа: «Следует подчеркнуть, что без соотнесения с мотивами и целями определить насилие невозможно. Боль от скальпеля хирурга и боль от удара полицейской дубинкой – разные боли». Далее «допотопный» советский философ Абдусалам Гусейнов как раз связывал насилие и свободу: первое есть узурпация второй, но этого Регина уже не прочла, заснув.

«Ойкумена» рассказывала о мире с точки зрения энергетов. Эти расы, обладают возможностями, необъясненными наукой. А может, и необъяснимыми. Вехдены и брамайны могут путем самоограничений или страданий взращивать некий «внутренний огонь», с помощью которого двигать космические корабли. Вудуны имеют сложные отношения с их внутренними Лоа-душами, которые каким-то образом могут воздействовать на внешний мир. Помпилианцы способны наложением рабского клейма заставить других преобразовывать жизненную силу в энергию. В той же вселенной и в том же самом промежутке времени проистекают события «Urbi Et Orbi». Но с точки зрения иной расы - техноложцев, опирающихся на научно-техническое мировоззрение. Судьба главной героини прослеживается на протяжении трех десятков лет и даже спустя годы после ее официальных похорон. Ряд второстепенных персонажей фигурируют в обоих романах, один из них – Кавабата - даже убит во второй книге первой трилогии, что позволяет предположить, что большую часть жизненного пути (а может, и весь путь) Регина ван Фрассен прошла до стремительного водоворота событий и приключений, случившихся с Лючано Борготтой в «Ойкумене».

Цивилизация планеты Ларгитас выросла из идей Андре-Мари Ампера, обнародованных в итоговом труде “Опыт философских наук или аналитическое изложение естественной классификации всех человеческих знаний”: «Науки делятся на царства: первое - космологические науки, второе - ноологические. Каждое царство делится на подцарства. Подцарства - на два ответвления. Ответвление - на два подответвления. Каждое подответвление - на две науки первого порядка. Те, в свою очередь, на науки второго и третьего порядков. Два царства, четыре подцарства, восемь ответвлений, шестнадцать подответвлений, тридцать две науки первого порядка, шестьдесят четыре науки второго порядка и сто двадцать восемь наук третьего порядка». За пределами узкого круга историков-специалистов эта книга Ампера известна только тем, что в числе наук была предсказана кибернетика – наука об управлении. Первый том вышел в 1834 году, второй – уже после смерти автора – в 1843-м. Упомянутые в романе науки - ценольбология (условия, которые способствуют счастью общества и индивидов), ценольбогения (причины, рождающие эти условия), терпногнозия, технесфетика, хрематология и т.д. – взяты именно отсюда. Уровень квалификации ученого на Ларгитасе дает и положение в обществе: «кавалер вместо адъюнкта, барон вместо приват-доцента, виконт – доцент, герцог – профессор; совет королей физики и математики, политики и ноотехники, имеющий право вето на законы, принимаемые парламентом».

И вот эта цивилизация, достигшая технологических вершин, для которой наука – абсолют, ежедневно, ежечасно, ежесекундно получает щелчки по носу самим фактом существования энергетов с их врожденными свойствами. Тем более обидно, что свойства эти принадлежат большей частью расам невежественным и малообразованным. Но использование «внутреннего огня» вехденов и брамайнов для космических полетов значительно дешевле любого универсального двигателя. Отношение к энергетам по классической схеме психологического замещения у многих техноложцев превратилось в нечто вроде отечественного бытового антисемитизма: «Это же мутанты, тупиковые ветви эволюции. Они выбрали животный, физиологический путь развития – вместо того, чтобы развивать свой разум, как подобает людям!». При этом государство хватается за малейшую попытку понять, как работает организм энергета. Пусть даже при этом их погибнет десяток-другой. Именно такого рода исследования проводились на Шадруване.

Регина ван Фрассен попала в самый центр этих событий. Не по своему желанию, а по воле государственной машины, жестко поставившей ее перед выбором меньшего из двух зол. Как в легенде на Террафиме о шахтерах, которых заваливало в туннелях. К некоторым из них являлся Святой Выбор – Стен-Эльтерн. Он предлагал два варианта. Можно было пойти со Святым Выбором в чрево земли о остаться там навеки. В этом случае жене и детям ушедшего десять лет во всем сопутствовала удача. А можно было спастись и вернуться домой, но тогда невзгоды преследовали всю семью вернувшегося до конца жизни. В главе о Террафиме книги «Дитя Ойкумены» рассказывается о соревнованиях по нахождению в «скорлупе» или, как это называется по-другому, «давилке». Спортсмен помещался в небольшое замкнутое пространство, величиной с лифтовую кабину, стены которого неравномерно, но неуклонно сходились, уменьшая объем и ему надо отчаянно упираться, меняя положение тела, чтобы сохранить жизненное пространство. Продержаться необходимо не менее трех минут. Не каждый мог такое выдержать. Глава эта называется «Птенец в скорлупе» и отсылает, в частности, к коану, который через 13 лет Регине предложили разрешить на учебе в Сякко. Это известный коан о гусе в кувшине. Вот как он звучит во «Введении в Дзен-Буддизм» Дайсэцу Тэйтаро Судзуки: " Как достать гуся из кувшина, сидя в котором он вырос настолько, что уже не может пролезть через горлышко, не причинив при этом вреда гусю и не разбивая кувшина?" Далеко не сразу, даже не через год, и не через десятилетие, Регина понимает (честно говоря, более точное слово – грокает), что гусь – это она (как, впрочем, каждый из нас), а кувшин – мир, формирующий ее и диктующий нормы поведения, миропонимание, ограничения. В том числе и родное государство в лице спецслужб и ученых во имя неявного блага для своей цивилизации готовых уничтожить не на войне представителей цивилизации другой. И если в 12 лет, захваченная террористами (назовем их так), на Террафиме, она со всех сил, упираясь в стены условной скорлупы-давилки обстоятельств, выдержала и призвала спасателей, то в 37 лет Регина поменяла парадигму и просто «вышла» за пределы скорлупы. Когда стали падать бомбы, гусь уже был снаружи. Вместе со всем Шадруваном.

 

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди