Нам здесь жить

(в соавторстве с А. Валентиновым)


Белые буквы бегут по голубизне экрана, врываются в квартиру архары-спецназовцы, ловят убийц Первач-псы, они же "психоз святого Георгия", и звучит в эфире вопль: "Всем, кто нас слышит! Мы - Город, мы гибнем!.."

Читать в библиотеке LitRes

 

Знаешь ли ты, любезнейший брат наш во чтении, что, открыв эту книгу, кобылицу необъезженную и жемчужину несверленую, а также дочитав вглубь до первых звездочек, ты теперь, как честный человек, обязан дочитать книгу до конца? Не знаешь? И хорошо, что не знаешь. От многого знания много печали.
Знаешь ли ты, о вождь гордого племени буквоедов, что больше всего на свете не любит твой коллега-читатель? А не любит он лирические отступления, подробные пейзажи, детальные портреты, полифонию сюжета, вставные эссе о судьбах мира, описание сбруи и пр. Вот эти-то пр. он ненавидит больше всего. А еще читатель не любит читать, но тщательно это маскирует.

«Шутиха»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Urbi (2)

1. ДИТЯ ОЙКУМЕНЫ

 

Новая книга Олдей по названию кажется принадлежащей циклу "Ойкумена" (о котором я буду писать позднее), но обложка гласит, что это первая часть серии «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру». Книга вышла совсем недавно и, скажем прямо, сначала меня удивила: ведь цикл "Ойкумена" вроде бы счастливо закончен, зачем продолжать его? Как оказалось, Олди просто использовали антураж уже описанного мира, не особо углубляясь в детали: на первом плане здесь люди и их чувства. 

Главная героиня, Регина, - телепат. О нет, это не значит, что она может безнаказанно читать мысли, управлять поведением людей и вообще вести легкую жизнь. Быть телепатом - тяжелый труд, постоянное ограничение своих желаний, наращивание "скорлупы" вокруг себя. Не самый стандартный подход к этому феномену, не так ли? В целом в книге нет единого сюжета, это, скорее, три новеллы о жизни ребенка-подростка-девушки. О проблемах, о надеждах, о переживаниях. Хотя для Олдей такое нехарактерно и слегка сбивает с толку: постоянно ждешь, что вот-вот наконец части головоломки сольются в одну картину, а они никак не сливаются. Испытываешь небольшое разочарование, когда понимаешь, что придется ждать следующих книг, чтобы увидеть замысел полностью.

Ограничения, подумал капитан. Залог счастья, если верить Анне-Марии. Если так, я счастлив. Я действительно счастлив. «Неужели, – спросил он жену вчера, после ужина, разливая по бокалам красное вино, – брамайн-шпион, которому дали пятнадцать лет тюрьмы, счастлив идеально?» Почему, спросила Анна-Мария, наслаждаясь тонким ароматом вина. «Он ограничен по максимуму, – объяснил капитан. – В чем я не прав?» Во всем, рассмеялась Анна-Мария. Капитан обожал, когда она смеется. «Дурачок, ограничения должны формировать цель. Счастье – динамический вектор… Ладно, не буду читать тебе лекцию. Ограничения арестанта формально ставят единственную цель: осознание пагубности поступка, приведшего тебя в камеру, и исправление асоциальной личности. Но неформально цель заключения иная. Вектор направлен не на арестанта».
«Назови мне эту цель,» – попросил капитан.
Устрашение свободных членов общества, сказала Анна-Мария. Общество здесь понимается в широком смысле, как многорасовое население Ойкумены. Достижение этой цели никак не влияет на счастье отдельно взятого брамайна. Зато оно влияет на счастье ларгитасского социума.


Любопытна одна деталь в книге, которая очень мне понравилась: дворянские титулы вместо научных званий. Герцогиня ценольбологии, королева этносоциологии, маркиз пси-хирургии... Согласитесь, это очень привлекательно!

"Дитя Ойкумены" вряд ли понравится неискушенному читателю: какие-то антисы, вехдены, "шелуха"... Да и сюжет, как я уже сказала, в явном виде отсутствует. Но книга добротно и качественно написана: видно, что все мысли, вкладываемые в уста героев, действительно продуманы, прочувствованы авторами, это не пустая болтовня на философские темы. Так что поклонниками Олдей искренне рекомендую к прочтению. Новая книга Олдей по названию кажется принадлежащей циклу "Ойкумена" (о котором я буду писать позднее), но обложка гласит, что это первая часть серии «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру». Книга вышла совсем недавно и, скажем прямо, сначала меня удивила: ведь цикл "Ойкумена" вроде бы счастливо закончен, зачем продолжать его? Как оказалось, Олди просто использовали антураж уже описанного мира, не особо углубляясь в детали: на первом плане здесь люди и их чувства. 

Главная героиня, Регина, - телепат. О нет, это не значит, что она может безнаказанно читать мысли, управлять поведением людей и вообще вести легкую жизнь. Быть телепатом - тяжелый труд, постоянное ограничение своих желаний, наращивание "скорлупы" вокруг себя. Не самый стандартный подход к этому феномену, не так ли? В целом в книге нет единого сюжета, это, скорее, три новеллы о жизни ребенка-подростка-девушки. О проблемах, о надеждах, о переживаниях. Хотя для Олдей такое нехарактерно и слегка сбивает с толку: постоянно ждешь, что вот-вот наконец части головоломки сольются в одну картину, а они никак не сливаются. Испытываешь небольшое разочарование, когда понимаешь, что придется ждать следующих книг, чтобы увидеть замысел полностью.

Ограничения, подумал капитан. Залог счастья, если верить Анне-Марии. Если так, я счастлив. Я действительно счастлив. «Неужели, – спросил он жену вчера, после ужина, разливая по бокалам красное вино, – брамайн-шпион, которому дали пятнадцать лет тюрьмы, счастлив идеально?» Почему, спросила Анна-Мария, наслаждаясь тонким ароматом вина. «Он ограничен по максимуму, – объяснил капитан. – В чем я не прав?» Во всем, рассмеялась Анна-Мария. Капитан обожал, когда она смеется. «Дурачок, ограничения должны формировать цель. Счастье – динамический вектор… Ладно, не буду читать тебе лекцию. Ограничения арестанта формально ставят единственную цель: осознание пагубности поступка, приведшего тебя в камеру, и исправление асоциальной личности. Но неформально цель заключения иная. Вектор направлен не на арестанта».
«Назови мне эту цель,» – попросил капитан.
Устрашение свободных членов общества, сказала Анна-Мария. Общество здесь понимается в широком смысле, как многорасовое население Ойкумены. Достижение этой цели никак не влияет на счастье отдельно взятого брамайна. Зато оно влияет на счастье ларгитасского социума.


Любопытна одна деталь в книге, которая очень мне понравилась: дворянские титулы вместо научных званий. Герцогиня ценольбологии, королева этносоциологии, маркиз пси-хирургии... Согласитесь, это очень привлекательно!

"Дитя Ойкумены" вряд ли понравится неискушенному читателю: какие-то антисы, вехдены, "шелуха"... Да и сюжет, как я уже сказала, в явном виде отсутствует. Но книга добротно и качественно написана: видно, что все мысли, вкладываемые в уста героев, действительно продуманы, прочувствованы авторами, это не пустая болтовня на философские темы. Так что поклонниками Олдей искренне рекомендую к прочтению.

 

2. КОРОЛЕВА ОЙКУМЕНЫ

 

Новая книга о жизни телепата Регины ван Фрассен похожа на предыдущую, причем не самым лучшим образом. Она тоже оставляет впечатление незавершенности и разрозненности, хотя три новеллы, из которых она состоит, являются вполне законченными произведениями. Нет того "откровения", которое я так люблю у Олдей, нет какого-то качественного прорыва. Да, интересное повествование о новых приключениях телепатки, да, еще несколько судеб, да, рассказ о том, как Регина получила свое прозвище "Химера". Но я не вижу цельной картины, и недоумение, остающееся после прочтения книги, меня раздражает.

Впрочем, не все так плохо. Если отвлечься от непонимания цели повествования, новеллы как отдельные произведения неплохи: читатель узнает новое об Ойкумене, проживает еще кусочек жизни героини, проходит с ней курс психирурга на Сякко. Как всегда, у Олдей получилась очень эмоциональная книжка. У них вообще отличительная черта, своеобразный "почерк" - это как раз описание эмоций, за счет которых часто произведение из хорошего превращается в очень хорошее. Или просто лирические отступления: развернутые, красочные, с нестандартными сравнениями. Жаль, что в этом случае метаморфоза не произошла - нечему становиться очень хорошим, если внятной основы нет.

Человек ненавидит свое тело.
Редкие исключения лишь подтверждают правило. Краткий миг, когда силач-культурист доволен кучей мускулов, сменяется долгим спуском с вершины могущества. Год-другой красотка любуется собой в зеркале, и вот – морщинки, складки, целлюлит. Что говорить об остальных? Тело требует, гадит, отказывается. Телу холодно, жарко, плохо. Оно устало, оно хочет спать или напротив, не может заснуть до утра. Колет под лопаткой, сломался зуб, шалит печень. Старость грозит пальчиком: эй, берегись! Ох уж это тело, кто тебя придумал…
Хочется совершенства. В смысле, чтоб без тела. Ему ни за какие коврижки не стать совершенным. Значит, пошло вон. Мы как-нибудь сами, без твоих закидонов.
Я иногда думаю, какое же это счастье – тело, постоянно требующее заботы. Потому что не в силах вообразить ничего более страшного, чем жизнь «чистой» личности. Встреча с самим собой в темном переулке, нож блестит во мраке, и нет тела, способного отвлечь, прикрыть, избавить от необходимости сделать шаг и взглянуть в глаза тому, кому не соврешь, даже если очень захочешь.
Кажется, что без тела мы совершенны.
Не обольщайтесь.


С нетерпением жду следующую книгу цикла: может, она поможет мне разобраться в том, почему первые две книги кажутся развернутым вступлением к основной части. Потому что пока я разочарована в повествовании. Хочется чего-то большего, хочется прорыва и неожиданных выводов. А пока, скорее всего, только поклонники будут не разочарованы книгой.

 

3. ИЗГНАННИЦА ОЙКУМЕНЫ

 

Признаюсь, я очень люблю фантастику. Я обожаю те возможности, которые она дает в руки авторам, те логические и философские дилеммы, с которыми работает качественная science fiction, и те горизонты, которые писатели могут нарисовать в книгах. Тем горше было осознавать, что фантастика перестала быть для меня тем откровением, которым была раньше. Теперь вместо полноценной пищи для ума она походит на конфеты для сладкоежки, а в качестве главного блюда я уже предпочла бы Сартра или того же Достоевского. Почему я это пишу? Потому что новая книга Олдей, заключающая цикл "Urbi et Оrbi, или Городу и Миру", несомненно, хороша. Но волшебство перестало быть волшебством, и мне от этого очень грустно.

 

Я уже писала ранее, что предыдущие книги ("Дитя Ойкумены" и "Королева Ойкумены") оставляют впечатление незавершенности и разрозненности и что я не могу дождаться, когда же мозаика сложится в полную картину. Предчувствие оказалось верным: наконец, работает! Все увязано в одно целое, ружье, висящее на стене еще со времен "кукольного" цикла, выстрелило, встречи оказались неслучайными, а противоречия наконец разрешились. Меня это обстоятельство неимоверно радует: незавершенный сюжет раздражал, как камешек в ботинке. Кстати, о сюжете - у писателей есть неплохая возможность продолжить цикл. В общем-то, произведение вполне закончено, но я бы не отказалась дальше узнать о судьбе главной героини. Хотя искренне надеюсь, что Олди не скатятся на многотомный цикл по образцу Юрия Никитина или Макса Фрая.

 

В ряду достоинств произведения также можно отметить невозможность оторваться от текста. У всех есть свои авторы, на книгах которых залипаешь и, начав читать, не можешь остановиться (для многих это Акунин, кстати): так вот, Олди являлись для меня такими авторами всегда, но не на предыдущих двух книгах. Я не думала, что это произведение меня зацепит, поэтому опрометчиво решила прочитать несколько страничек перед сном - вынырнула из него в три часа ночи и, счастливая, заснула. Так что увлекательность на высоте. Даже если вы относитесь к этим писателям равнодушнее, чем я.


С годами чувства притупляются. Тускнеет не яркость мира – короста, наросшая на человеке, не пропускает свет в должной мере. Глохнут звуки. Музыка превращается в невнятный шум. Запахи утрачивают резкость. Ландыши не напоминают о весне. Любовь? – привычка. Ненависть? – брюзжание. Нас готовят к уходу – туда, где не место страстям.
Слава старикам и старухам, сохранившим свежесть восприятия! Слава седым непоседам и лысым завсегдатаям театров! Низкий поклон морщинистым ведьмам, чей глаз остер и слух чуток! Иногда кажется, что им просто повезло. В другой раз думаешь: в чем их секрет? А всего-то и надо, что признать: не мир, но я. Не любимый в юности поэт утратил мощь таланта – я остыла к его строкам. Не пейзаж лишился былого очарования – я смотрю на него, близоруко щурясь. Стоит только признать, признаться, взять вину на собственные плечи – и мир вновь засияет.

Великий Космос, как же это трудно!
Куда легче согласиться, что в наше время деревья росли до небес…

 

Так как это третья книга цикла, она не вполне самостоятельна и я не могу рекомендовать ее к прочтению тем, кто не осилил первые две; более того, я не уверена, что достоинства этого произведения перевешивают недостатки предыдущих. Но это, как минимум, высшая лига российских фантастов, и написать плохо они не могут.

 

Кстати, в книге встречаются неплохие стихи Ладыженского (одного из писателей дуэта "Олди") - стилизация под Омара Хайяма, так называемые рубайат.

 

У моей госпожи – миллионы миров,
Под ногами ее – миллионы ковров,
Миллионы возможностей спят в каждом шаге…
Отчего же, Господь, ты ко мне так суров?

 

(триптих рецензий на [info]book4you)

 

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди