Мессия очищает диск


Кто не слышал о знаменитом монастыре Шаолинь, колыбели воинских искусств? Китай XV века плюс оригинальные философские идеи - и вращение Колеса Кармы предстает в абсолютно новом свете...

Читать в библиотеке LitRes

 

— Проклинаю! За то, что никого не любите! Нет любви в ваших сердцах! А раз так, то положу свое проклятие на души ваши. И пусть тяготеет до скончания веков!
— Ты погодь! — возмутились строгали. — Как это: никого не любим?
— Всем сердцем!
Пламя вокруг мага налилось темным багрянцем.
— Врёте! И потому — проклинаю в третий раз! Отныне, едва наступит Гурьин день — ни один из вас не переживет сего дня, ни один не застанет нового рассвета, если в сердце его не зазеленеет хоть малый росток любви! Не возлюбите ближнего, так и в гроб ляжете! Поняли, суесловы?

«Проклятие» («Архивы Надзора Семерых»)

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Золотарь (11)

Феноменальная Сеть

********картинка oldie.jpg

ЖАНР
Техно-фэнтези
********баннер “техно-фэнтези”

Генри Лайон Олди
Золотарь, или Просите, и дано будет

Роман
Художник: В. Бондарь
Издательство: “ЭКСМО”, 2009
Серия “Стрела времени”
352 стр.
11000 экз.

В творчестве писателя/скульптора, режиссера, художника случаются возвраты (и неоднократные) к одной и той же теме, мучающей Творца, словно старый мозоль. Тема маленького человека в большом городе стала таким “мозолем”, “занозой” для Г.Л.Олди. Поднятая еще в раннем творчестве, она то и дело возвращается в книги харьковского дуэта фантастов. “Нопэрапон”,  “Орден святого Бестселлера”, “Шутиха”. Каждый из этих романов затрагивал  некую проблему, связанную с нашим бытием. И вот теперь “Золотарь”.
Книга посвящена одному из величайших открытий современности, грозящему стать и самой большой бедой человечества, - Интернету. Мировая сеть, словно реальная паутина, притягивает и опутывает мушек-людей, постепенно теряющих силы и желание сопротивляться этому сладкому злу. Рождается своя субкультура, сообщества, язык. Здесь образуются семьи и разбиваются сердца, зарабатываются и улетучиваются состояния, выплескивается агрессия. Сетевые феномены, так сказать.
Воздействие одного из таких явлений испытал на себе обычный рефлектирующий “интель” Александр Игоревич Золотаренко. Как всегда в фэнтези, с героем происходит поразительная трансформация. Из “тефтеля” он превращается в подлинного супермена, на “ты” общающегося с Сетью. Ищейка, нюхач, отслеживающий дурно пахнущие ситуации и предотвращающий катастрофы. Один из команды ассенизаторов-чистильщиков Интернета.
Конечно, странная это команда и странными делами она занимается. Чем-то “Авгиевы конюшни” (не правда ли, весьма говорящее название для организации, занимающейся очисткой Сети, равно как и оперативный псевдоним главного героя) напоминает пресловутых “людей в черном”. Столь же неожиданные и малообъяснимые методы подбора персонала, такие же радикальные способы очистки своих рядов от нежелательных элементов. Из всех членов команды более-менее подробную историю имеют сам Золотарь, его шеф Чистильщиков да девица по кличке Шиза. Об остальных сообщаются скупые данные, призванные то ли показать типичность этих персонажей и их жизненных ситуаций, то ли придать тексту лишнюю долю таинственности.   
В романе четко выделяются три типа повествования: обыденный, возвышенно-метафорический и вульгарно-низкий. Они разграничивают два сюжетных пласта. Первый – это, по сути, социально-бытовой, вполне реалистический роман о жизни современной интеллигенции. Здесь интересны даже не жизненные перипетии Золотаря, вполне тривиальные и типичные, сколько бытовые зарисовки. Главным героем данного романа в романе становится родной город фантастов, Харьков. География, этнография, речевые особенности и кулинарные пристрастия горожан, запахи – все это становится предметом описания. Своего рода “Харьков и харьковчане”. Возможно, жителям других городов это не будет столь любопытно, хотя Олди достигают той степени обобщения, типизации, когда уже не столь важно, как именно называется та улица, переулок или магазин. Любой горожанин без труда найдет здесь что-то родное, узнаваемое.
Совсем иное мы видим в собственно “фантастической” части книги. Неожиданностью, да что там, полным шоком для многих читателей станет использование фантастами подлинных материалов из сетевых блогов. Без купюр, без цензуры и стыдливых отточий эти цитаты ярко контрастируют с многослойно-метафоричным авторским повествованием. Вкрапления “чужой” речи в собственную - типично постмодернистский прием, напоминающий ранние сочинения дуэта. Разумеется, пользователи Интернета, хоть раз посещавшие тот или иной форум, знакомы с принципами общения участников сетевых полемик и словесных баталий. Выражения там не выбирают и они так же далеки от “парламентских”, как небо и земля. Но одно дело читать такое с монитора. Можно пожать плечами, презрительно поморщиться и, закрыв это, перейти к другому окну. То же самое, напечатанное на бумаге, да еще и в обрамлении барочных словоплетений, на которые горазды Олди, выглядит пощечиной общественному вкусу. Таков, вероятно, и был сверхзамысел фантастов – отделить возвышенное от земного, показав уродливость и неприемлемость такого феномена Сети, где понятие свободы подменяется идеей вседозволенности.     
Итог: очень реалистичный, даже местами натуралистичный и жесткий текст, призванный если не отрезвить и излечить, то хотя бы заставить задуматься тех, для которых виртуальная реальность уже практически полностью заменила окружающую действительность.
— Игорь Черный

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сергей Лукьяненко “Лабиринт отражений”

ЦИТАТЫ
****буллит ...интернет, спрашиваете? Та же бодяга, только в профиль. Здесь они, эти проценты. Все наши. Родные. Клубятся над текстом. Вокруг картинок. Жесты, мимика, прикосновения. Смайлики, дурацкие знаки препинания - это так. “+1”, “пацталом”, “ужоснах” - костыли. Главное - между знаками. Давление среды. Посредник между нами - и нами. Инфосфера второго рода. Едва заваривается срач, в ней собирается гроза. Народ звереет, страсти накаляются; копится критическая масса... Спектр узкий, эмоции примитивные, мощные. Клубятся тучи: косматые, в каждой - Зевсова эгида.
****буллит Оркестр-исполин играл симфонию безумия. Разуму, как и слову, здесь места не нашлось. Бедные родственники, они топтались за порогом. Молодецкий посвист ветра сплетался с пронзительным взлетом трубы. Гром бешеных литавр. Контрабас крадется на мягких лапах. Несутся вскачь скрипки. Хохочут альты. Подмигивает ксилофон. Хмурятся недоверчивые виолончели. Пляшет в зените эхо колоколов...

Это интересно
Ключевым средством общения на сетевых форумах и в блогах является так называемый “олбанский” язык. Носители его, в основном, пользователи Интернета из категории офисных работников и учащейся молодежи, отличающиеся поверхностным знанием языка, не вполне адекватным чувством юмора, ограниченностью мышления, а также средним уровнем интеллекта (многие считают это проявлением культуры), как правило, люди без высшего (а то и среднего) образования.

ПРИСУТСТВУЮТ
сетевые феномены
блогеры
поединки
секретная организация

ОТСУТСТВУЮТ
боги
магия
звездолеты
инопланетяне

ОЦЕНКИ
Сюжет — 8
Мир — 9
Персонажи — 9
Стиль — 10
Качество издания — 9
Оценка “МФ” — 9

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди