Я возьму сам

(3-я книга "Кабирского цикла")


Перед нами - поэма. Ведь аль-Мутанабби, главный герой романа - поэт, пусть даже меч его разит без промаха; а жизнь поэта - это его песня...

Читать в библиотеке LitRes

 

Глава Совета снял роскошный тюбетей и поскреб макушку ногтем. Лицо гроссмейстера излучало растерянность. Хотя сельский дурачок, и тот вряд ли бы поверил в растрепанность чувств Эфраима Клофелинга, автора серии основополагающих работ на тему "Есть ли жизнь после смерти?", посвященных детородным функциям у покойниц. Успешно совмещая теорию с практикой, хладнокровный, как ледяной тролль-диверсант, Эфраим лично принимал роды у женщин, умерших в период беременности, получая в итоге здоровеньких, живехоньких младенчиков с рядом интересных, малоизученных свойств. За это он приобрел гордую кличку Пупорез. Зря, что ли, ростовой портрет Клофелинга украшал "Нашу гордость", галерею "звезд" Коллегиума Волхвования? Сейчас, по слухам, гроссмейстер расширял спектр исследований, изучая покойниц разной степени свежести с точки зрения возможности зачатия. В качестве суррогат-отцов он привлекал эстетов-добровольцев из Академии изящных искусств.

«Приют героев»

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди

Рецензия: Золотарь (4)

Цифровой-2, или Не словом единым

Начиная со «Шмагии» большинство романов Генри Лайона Олди строятся из привлекательных, легко узнаваемых «кубиков»: усложненный стиль, полный необязательных украшательств; не слишком широкий набор тем, зачастую уже встречавшихся в раннем творчестве соавторов; стихи, ставшие визитной карточкой дуэта. А ещё — некоторая отстранённость, из-за которой читатель становится наблюдателем, но не участником событий. Кубики можно перетасовывать, расставлять в разном порядке, частично заменять, но фирменная «олдёвость» никуда не денется. И именно она сыграла с соавторами злую шутку в «Золотаре».
Телефонный звонок о том, что кто-то избил сына, приводит обычного, ничем не примечательного редактора фантастических опусов Александра Игоревича Золотаренко в организацию, которая занимается подобными случаями. Оказывается, по миру прокатилась волна совершенно необъяснимых явлений (убийств, самоубийств и прочей мерзости), причем достоверно известно только одно: произошедшее абсолютно точно связано с Сетью, точнее, с форумами и блогами, где пожелание «убей сибя ап стену, придурок! жди, я приду. и ап стену твоей тупой головенкой. еще и руки переломаю. штоп не тыкал в клаву. будешь дрочить с переломом…» — ещё само мягкое. Цитаты из сетевых дневников, чатов, форумной переписки во всей своей красе, с матюгами и безграмотностью, с рвущейся с экрана агрессией стали неотъемлемой частью «Золотаря». Эта бессмысленная жестокость и ненависть тех из читателей Олди, кто в интернете почти не общается, будет шокировать. На первый взгляд, авторы пусть и не прямо, но призывают задуматься и перестать тратить время на эти оскорбления. Но вот тут возникает диссонанс формы и содержания. Человек, к Сети привычный, совершенно спокойно воспримет все помои, что льются на страницах «Золотаря» — для него это часть обыденной жизни, раздражающая, но не шокирующая. Но эмоциональную составляющую к нулю сводит даже не это, а тот самый фирменный стиль Олди. Многословие убивает жёсткость, стихи примиряют с грубыми цитатами и, в целом, вместо того, чтобы пробудить чувства читателя, авторы настраивают его на спокойный лад.
На таком фоне особенно чётко становится видно, что персонажи книги так и не стали героями. Пожалуй, кроме самого Золотаря (о котором известно почти всё), и его бывшей жены (о которой почти ничего неизвестно), все остальные представляют собой подпорки для развития сюжета и основной идеи романа. Чистый функционал; ни мотивы, ни характеры не раскрыты. Так и хочется сказать «не верю» — снова театр, а не реальная жизнь. И в этом «Золотарь» очень сильно проигрывает схожим по тематике и идейному наполнению, но гораздо более эмоциональным романам Марины и Сергея Дяченко из серии «Метаморфозы». Возникает подозрение, что «Золотарь» — это антитеза «Цифрового». Развивая ту же тему глобальной Сети и её взаимодействия с человечеством, Олди находят варианты (раскрыть их в рецензии было бы спойлером), резко контрастирующие с теми, что были использованы супругами Дяченко. И уже ради ещё одного видения возможного будущего стоит прочесть «Золотаря».
А ещё его стоит прочесть всем любителям «троллинга» и модераторам, которые с этими троллями борются. Потому как авторы, возможно и не специально, но сумели показать обе стороны, Плюс и Минус этой маленькой, но войны, которая каждый день сотрясает всемирную паутину. Посмотреть на себя со стороны всегда полезно, а жизнеутверждающая позиция Олди в данном случае придётся очень кстати.
Рецензия Андрея Зильберштейна

Внимание! Приобрести ВСЕ изданные на сегодняшний момент произведения Г. Л. Олди в электронном виде,

а также ряд аудио- и видеодисков Олди можно здесь:

 

Oldie World - авторский интернет-магазин Г. Л. Олди