Координатор:
"Где найти приют героям?"


 

Где найти приют героям?

Произведения харьковских писателей Олега Ладыженского и Дмитрия Громова, работающих вместе под общим псевдонимом Генри Лайон Олди, очень разноплановы, специфичны и разнообразны. Авторы пользуются различного рода фантастическими допущениями - мифологическими, научно-фантастическими и другими. Однако я хочу осветить их роман, написанный сравнительно давно, книгу, жанр которой декларируется как "чистое фэнтези" - "Приют героев".
Мир книги для читателя не в новинку, в нём уже происходили действия романа "Шмагия", который запомнился как яркая сатира, пародия, глубоко философская работа, создающая временами атмосферу "смеха сквозь слёзы". Множество подтекстов, среди которых иные откапывают даже отношения внутри литературного сообщества (дескать, маги - авторы, предпочитающие реализм, а шмаги - фантасты, нисколько не комплексующие из-за своей оторванности от "реальной жизни").
"Приют героев", в котором, к слову, мы встречаем некоторых персонажей предыдущей книги, горько посмеивается уже над другим часто обыгрываемым в фантастике штампом - вечной борьбе Добра и Зла, двух начал, Белого и Чёрного. Авторы, не скатываясь в дешёвую комичность (которой грешат многие книги схожей тематики), показывают всю бессмысленность, опасность этого противостояния. Они претворяют в жизнь слова своего персонажа Просперо Кольрауна о том, что "чистому добру и чистому злу место в резервации". И оказывается, что даже в таких ограниченных масштабах, даже с такой надуманностью и искусственностью этот конфликт может калечить человеческие судьбы. Вспомните о великом основателе Ордена Зари, который шагает с балкона, о Чёрном Аспиде, совершенно случайном и в общем-то неплохом юноше, который не стал хуже, даже побывав в образе Властелина Тьмы - не стал хуже, но стал ли счастливей? А горе-квестеры, смысл жизни, все идеалы которых утеряны, притом утеряны не без помощи добрых родственников, желающих своим чадам исключительно добра...
Этот список можно продолжать ещё долго, но вспомним, что у Олдей нет книг, содержащих исключительно одну главную идею. И в "Приюте героев" авторы подняли и другие проблемы. Крайне ярко среди них описана идея ответственности власть имущих, могущественных. Её показывают как ярко ироничными, юмористическими методами - Чурих, так часто разрушаемый за свои опасные эксперименты, что к этому привыкли и некроманты, и разрушители, выполняющие не сильно трудную, скучную, но необходимую работу, так и с другой, более трагичной и жестокой стороны. Идея Надзора Семерых и особенно профосов очень сильна. Она доказывает, какой страшной силой обладают боль и желание отомстить. Процесс превращения мага в блокатора страшен и опасен, однако чародеи, пострадавшие от рук коллег, либо нанесшие вред и раскаявшиеся, идут на это с одной целью: не допустить повторения подобного. Но несмотря на такую благородную цель, у каждого профоса на плече сидит демон мести, которого приходится постоянно держать в узде...
Не только фэнтезийные штампы обыгрывают в своём произведении Олди. Чурих с его "малыми неживыми товарищами" - это очаровательная пародия на утопии, на антиутопии. Действительно, только с использованием мертвецов, свободных от человеческих страстей, можно построить действительно доброе, справедливое общество, основанное на равноправии.
И одним из сильнейших поставленных вопросов является проблема памяти, любви и смерти. "Память или ребёнок?" - вопрос, который на протяжении столетий задавали Губерту Внезапному в глубинах омфалоса. И всегда он выбирал память, обрекая возлюбленную на закрученную в кольцо жизнь. Разве такая память лучше смерти? Разве не стоит жизнь единственного дитя действий многих сильных мира сего? На все эти вопросы Олди дают однозначные и ясные ответы.
Всё это (и многое, многое другое) разворачивается на фоне лихо закрученного сюжета, с хорошей детективной составляющей. Пара сыщик-магичка с успехом раскручивает сложнейшее странное дело о исчезновении шести рыцарей Ордена Утренней Зари. Пересказывать детективный сюжет - убить всю интригу. Скажу только, что книга захватывает, остановиться при её чтении совсем не легко.
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский написали хороший роман. Он не восстанавливает в памяти древние мифы, не заставляет по-другому взглянуть на литературное сообщество. Он даёт возможность по-новому оценить прочитанные ранее произведения, и, возможно, улыбнуться грустно, слыша, как восхваляют очередного автора, описавшего вечную борьбу "Бобра с Козлом", отряд героев, путешествующий, чтобы уничтожить очередного Чёрного Властелина... Жаль, что подобных авторов не становится меньше. Всё-таки, не зря в одном из своих семинаров те же Олди спросили, а где в таких заштампованных книгах - фантастика?

Координатор (Архивы Кубикуса)



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
www.reklama.ru. The Banner Network.