Хранитель Migel под редакцией Лёлика:
"ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ, АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВ - ТИРМЕН"


 

ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ, АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВ - ТИРМЕН

Сразу следует сказать, что в этом романе не будет захватывающих погонь, героических подвигов и необыкновенных приключений. Этот роман о другом- о человеческой душе, ее взрослении и познании самой себя. О долге, дружбе и ответственности.
В центре повествования - судьба Даниила Архангельского, сначала простого харьковского подростка, случайно зашедшего в старый тир, а затем - молодого человека, аса-стрелка на службе надмирной сущности, называемой Великой Дамой.
Начиная с четырнадцатилетнего возраста, когда Данька заскочил в тир, спасаясь от мелкой шпаны, читатель вместе с героем шаг за шагом погружается, а то и поднимается (и в прямом, и в переносном смыслах) в скрытый от обычных людей мир стрелков-"тирменов". Вместе с ним мы пройдем путь от беззаботной стрельбы из "духовушки" в парковом тире по "жирафам" и "каруселям" к способности видеть на вроде бы обычных мишенях человеческие лица. От стрельбы из боевого оружия по мишеням на "минус первом" уровне тира к знакомству с криминальными авторитетами и "сильными мира сего", к участию в стрельбах этих авторитетов по живым людям через окно виртуальной реальности на "минус втором". А затем - к внемировому лесу Великой дамы на "плюс первом", где каждый листок на дереве - судьба человека, где каждый выстрел обрывает чьи-то линии жизни.
Это внешняя, видимая сторона жизни Даниила Архангельского, тирмена.
Вместе с этим, с каждым "спуском" и "подъемом" своей карьеры стрелка он взрослеет. Учится стрелять, учится без колебания поражать цель, учится доверять своему учителю, учится управлять людьми. Но в то же время он учится понимать жизнь, ценить ее, видеть ее хрупкость, особенно заметную при взгляде сквозь прорезь прицела "Беретты
9000S".
Но вернемся к названию книги и попробуем ответить на вопрос "кто же такой тирмен?" Он мастер-стрелок, способный поражать цель из любого огнестрельного оружия и в любых условиях. Он служит Великой даме и получает от нее за службу не только щедрое денежное содержание, тривиально перечисляемое кем-то на расчетный счет в обычном банке, но и долголетие, здоровье для себя и своих близких. Что он должен взамен? Очень просто - он должен быть нарушителем баланса. Того самого баланса, который ведется людским жизням, баланса живых и мертвых, баланса праведников и грешников. В тот момент, когда баланс сойдется, закончится время, настанет Страшный суд. Тирмен сбивает
баланс, "убирая" с доски жизни неучтенные судьбы, мешая отделить "агнцев" от "козлищ", отдаляя пришествие великого судии и продляя власть Великой Дамы на Земле.
Нужно отметить, что авторы использовали очень сложный композиционный
прием наложения на основную сюжетную линию второй, вспомогательной, причем в обеих линиях использован прием "рваного" времени повествования, когда эпизоды следуют друг за другом не в хронологическом порядке, а подчиняясь логике и задачам авторов. Такой прием впервые использовал Курт Воннегут в знаменитой "Бойне №5..." и, надо отметить, что мэтры украинской фантастики смогли внести достойный вклад в развитие этого композиционного приема. Они наложили на прямую сюжетную линию Даниила "клипы" из жизни его наставника - старого стрелка Петра Кондратьева таким образом, что к каждому этапу жизни молодого человека подбирается логически ему ответствующий эпизод из жизни учителя. Повествование идет ритмично, описательные или психологические отрывки сменяются небольшими, но яркими эпизодами или событиями и не позволяют ни потерять интерес к динамике сюжета, ни отвлечься от постепенно разворачивающейся космогонии созданного авторами мира. В целом можно сказать, что авторы в очередной раз подтвердили свой класс, и читатель, даже абстрагируясь от содержания, может получить чисто эстетическое удовольствие от чтения текста как такового.
В книге практически невозможно найти какие-либо характеристики или описания характеров. Так же как в жизни, мы узнаем людей по их поступкам, создавая себе умозрительный образ человека для того, что бы на основании следующего поступка внести в него коррективы или полностью переменить свое представление о нем. Авторам удалось сделать свои персонажи яркими, выпуклыми, узнаваемыми. Второстепенные герои чаще всего характеризуются одним-двумя штрихами, выстраивающими жизнеспособный образ, вполне достаточный для предугадывания его поступков в дальнейшем.
Главные герои далеко не так статичны и однозначны. Характерно, что в тексте практически нет развернутых описаний даже внешности Архангельского и Кондратьева. Их образы приходится рисовать и перерисовывать от главы к главе во многом заново. Это касается не только характера главных героев, но и их роли в мире, и отношения к ним читателя. Самая яркая в этом плане личность - старый тирмен Петр Кондратьев. Авторы с удовольствием рисуют пред нами старого, битого жизнью, мудрого, много страдавшего человека. Однако эпизод за эпизодом накапливается ощущение, что цельная фигура Кондратьева с его честностью, строгостью и прямотой строится на ложном фундаменте. Когда служение перевешивает совесть, когда семья становится помехой, а ученик воспитывается не как Человек, а как инструмент в чьей-то руке, понемногу начинаешь понимать, что мир Великой Дамы не так хорош, как казалось на первый взгляд.
Нескоро понимание этого приходит к читателю. И так же нескоро приходит оно к Даниилу Архангельскому. Непросто жить, чувствуя себя палачом на службе вечности, но помощь старого учителя, его вера в ученика, жена Даниила, ждущая ребенка, помогают герою обрести душевное равновесие. Вновь равновесие обрушивается с пониманием того, что очередная "местная командировка" на "плюс первый" уровень должна завершить жизнь его учителя. Что перевесит: обязанность перед Великой Дамой, потребность оправдать доверие учителя, ожидающего, что не дрогнет рука стрелка, или простая человеческая совесть?
Тирмен Архангельский принимает решение и выносит приговор. Приговор учителю, вечности и себе. Приговор, который не может отменить даже Великая Дама.
Она самый загадочный персонаж книги, "та, которая никогда не спешит и никогда не опаздывает", фея Земли из старой сказки. На вопрос: "Кто же она?" помогают найти ответ сами авторы, введя как подсказку в книгу госпожу Калинецкую, или, как ее называет местный мафиози, мадам Кали. Калинецкая заправляет всеми делами в парке Горького - там, где стоит ничем внешне непримечательный тир дяди Пети. Так же как она, только в несоизмеримо больших масштабах заправляет всеми делами на земле ее гораздо более могущественная тезка, давая указания тирменам, помогая им, управляя всеми жизнями нашей эпохи, эпохи Кали-юги. Она известна издавна под разными именами: Кали, Астарта, Иштар, Танит, Рея-Кибелла, Макошь... Богиня-Мать, олицетворение созидающих и сокрушительных сил природы, дающая жизнь и забирающая ее. Ее эпоха - это время, когда человеческие иллюзии достигают своего максимума, заставляя страдать. Через страдание люди должны познать себя и выбрать свой путь. Все герои книги так или иначе этот путь выбирают. Одни - под властью мадам Кали, вторые - под властью Великой Дамы.
Третий путь - путь противостояния силам судьбы, путь не инструмента, но человека смог осилить только один - мальчишка с архангельским именем, который предав своего учителя, своих родных, своего ребенка, но не предав в себе человечность, положил конец ее эпохе и дал начало... чему?
Этот вопрос остается без ответа. И каждый может попытаться дать ответ на него сам. Если найдет ту силу и честность, которые авторы, в меру своих сил вложили в роман.

Хранитель Migel под редакцией Лёлика
2/8/2007

 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
www.reklama.ru. The Banner Network.