М. Галина:
"АНАТОМИЯ СВОБОДЫ"


 

АНАТОМИЯ СВОБОДЫ
Генри Лайон Олди.  Ойкумена. Книга первая. Кукольник. – М.: Эксмо, 2006. – 384 с. – (Стрела Времени).

Наконец-то произошло то, что должно было произойти. Читатели устали от фэнтези. Однако старая добрая научная фантастика если и возвращается на прилавки книжных магазинов, то медленно и неохотно. Зато за последние несколько лет в России возродился (вернее, появился) жанр космической оперы.
Неудивительно, что космическая опера наследовала фэнтези. Чем-то они сродни. Даже если предположить, что всяческие «червоточины» и «порталы», позволяющие кораблям странствовать по вселенной, не обращая внимания на эйнштейновский парадокс, не слишком противоречат современной картине мира, то само повествование, развивающееся линейно, как бродилка-стрелялка, с обилием приключений, схваток и разнообразных рас, от фэнтези недалеко ушло. Мало того, на страницах нынешних космических опер в скрытой форме присутствует магия, чудо – то герой получит какие-нибудь сверхвозможности, то высшая раса начнет проявлять себя по известному закону Кларка…
Неудивительно, что для Олди, работавших в жанре фэнтези, вернее, мифоэпоса, и то и дело испытывавших новые подходы к вечным темам, переход к жанру космической оперы получился весьма естественным. Неудивительно и то, что фирменная сложность и избыточность текстов Олди проявилась и здесь, где она выглядит вполне уместно; поскольку создание полноценного, сложного, яркого и красочного мира – Ойкумены, - необходимое условие по-настоящему хорошей космической оперы.
Любители экспериментальных подходов, Олди отказались от одного из основополагающих признаков космооперы – почти обязательного в таких случаях милитаризма. Герой их – человек сугубо штатский и история перед нами разворачивается сугубо частная. Не Илиада, но Одиссея, чей герой -  Лючано Борготта по прозвищу Тарталья; руководитель труппы крепостного театра контактной имперсонации, гастролирующей по галактике. Выбор героя автоматически предоставил авторам возможность познакомить нас с самыми разнообразными цивилизациями и народами, населяющими Ойкумену. Можно предположить (впрямую в тексте на это указаний нет), что населяющие Ойкумену расы явились продуктом развития земных культур, отточивших, иногда почти до неузнаваемости, склонности и способности. Вудуны, гематры, помпилийцы – все они обладают одной общей чертой, умением выделять некую жизненную силу, энтелехию, которая и движет все механизмы в мире Ойкумены – вплоть до космических кораблей. Добавьте к этому способность отдельных людей поддерживать между собой бесконтактную связь, иногда взаимовыгодную (на этом и основано искусство контактной имперсонации, к которому прибегают, желая получить поддержку в ситуации, требующей от «заказчика» непривычных умений и способностей), иногда паразитическую. На такой, паразитической эксплуатации чужой энтелехии и построено рабовладельческое общество Помпилии; элита Помпилии не просто нуждается в рабах, ментально связанных со своим хозяином; помпилийцы без этой «подпитки» вообще не способны полноценно существовать.
Именно это и предстоит узнать Борготте, по несправедливому обвинению осужденному стать личным рабом гордого помпилийца; причем рабом, связанным со своим хозяином такими узами, разорвать или ослабить которые практически невозможно.
Может ли человек в такой ситуации сохранить личное достоинство? Насколько можно позволить себе уступить силе, чтобы сохранить малое? Как вообще можно быть свободным в несвободном обществе? Для нас, учитывая нашу недавнюю историю, эти вопросы всегда были значимыми и важными. Тем более, что Борготта – отнюдь не герой со сверхспособностями, а самый обычный человек, в меру порядочный, в меру хитрый, в меру трусоватый, в меру храбрый…  Есть однако подозрение, что по мере продвижения сюжета он будет, как и положено в квестах, приобретать некие бонусы, но не меньше, чем эти бонусы, помогает ему толерантность, психическая гибкость и способность интересоваться окружающим миром.
Уже одной подобной завязки было бы достаточно, чтобы следить за приключениями Борготты с интересом, однако по мере продвижения читатель тоже, подобно герою получает свои бонусы. В первую очередь таким бонусом является сложный и прекрасно проработанного мира «Ойкумены», пестрый и разнообразный, а также богатство фантастических идей, как всегда для Олди, даже слегка избыточное. Уже на одной истории «встречной эволюции» сверхлюдей-антисов и загадочных обитателей космического пространства – живых «флуктуаций континуума», можно было построить роман, а здесь эта история является лишь одной из дополнительных линий.

М. Галина



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
www.reklama.ru. The Banner Network.