Яр Соболев:
"Мир и миф — синонимы?"


 

МИР ФАНТАСТИКИ №40, ДЕКАБРЬ 2006
КНИЖНЫЙ РЯД. КНИГИ НОМЕРА. 1 ПОЛОСА
=Редактор П.Тюленев
***********************************

Мир и миф — синонимы?

 

********картинка

Генри Лайон Олди
Ойкумена
Роман
Книга первая: Кукольник
Обложка: Е. Гондик
Издательство: «Эксмо», 2006
Серия: «Миры Г. Л. Олди»
Жанр: Космическая симфония

Яр Соболев

Не так уж много на свете вещей, про которые можно сказать: «Не бывает!». Полная такая небывальщина, вроде восхода Солнца на северо-западе, или честного правительства у власти. Редки такие события — все в этом мире рано или поздно случается.
Скажи мне кто хотя бы год назад, что Олди напишут космооперу — счел бы за претензию на самый короткий анекдот. Ан бывает, и дуб кивает: написали. Космооперу. Точнее, пока только половину оперы — вторая книга «Ойкумены» выйдет в начале 2007 года.
... Место действия: Галактика. Время действия: примерно XXXV-XL век. Вроде все на месте: межзвездные лайнеры, империя вехденов, Хозяев Огня, квазибиологические организмы... только все равно чего-то не хватает. Вчитываемся глубже — и точно: нет великого и ужасного прибора под названием «бластер». И не ищите. Слово «робот» означает не человекоподобную железяку — так говорят про своих рабов, утративших самостоятельность, представители расы помпилианцев. Остальные расы вообще такого слова не знают. И слова «кибер» — тоже не знают.
Кстати о расах. Никаких инсектоморфов в мире «Ойкумены» не сыскать, и зооморфов, и даже ктулховидных злыдней, столь же традиционных для космооперы, сколь орки и эльфы — для фэнтези, — этих тоже нет. Разумная жизнь Ойкумены строго человекообразна. Правда, есть измененные, кто решился на модификацию своего организма. Но это всего лишь воплощение давней мечты людей, утешение глубокой зависти лишенных к обладающим. Собачий нюх, совиное зрение, дельфинья «чудесная сеть»... «человеческое, слишком человеческое». Все нечеловеческое и надчеловеческое — это флуктуации континуума, вредящие движению кораблей на межзвездных трассах. Ну, и еще антисы. Кто такие? О, это отдельная история. Вы читайте, читайте, там все написано...
И про антисов, и про измененных, и даже про войну. Все — как здесь и сейчас. Именно поэтому не сразу, но понимаешь: книга вовсе не про будущее. Она — про самое что ни на есть настоящее, про нас с вами. Именно поэтому так легко погружаешься в мир романа, с первых строк и до конца. И, вполне возможно, именно поэтому так запросто, как в свою, врастаешь в шкуру главного героя — Лючано Борготты по прозвищу Тарталья, директора театра контактной имперсонации «Вертеп». Хоть повествование и ведется от третьего лица (даже двух лиц!), все кажется: это я — Тарталья, это я руковожу театром крепостных графа Мальцова, это я корректирую торжественную речь надменному помпилианскому гард-легату, чтобы в итоге угодить к нему в рабство. Это у меня задача — не стать за три года рабства роботом... я, я, и снова я. Тихое, неброское волшебство Слова: рассказать о ком-то третьем так, как о тебе самом. Олди этим волшебством владеют в совершенстве.
Итог: Как заведено у Олди, первая книга романа — книга вопросов. Книга ожидания. Книга начал. Впечатление «все только начинается» по мере углубления в мир «Ойкумены» неуклонно нарастает, и финал первой книги доходит до обжигающего градуса: ну же, что там дальше?! Ждите, все будет. Только ответов на все вопросы ждать не стоит, не будет их. Не любят Олди отвечать на все, и верно делают. Чай, не справочник — роман.
И еще: пока читал роман, преследовало подспудное deja vu. Все казалось, что этим воздухом уже доводилось дышать. И только после третьего прочтения осенило: Шекли. Нет-нет, не спешите возражать — дескать, и стиль не тот, и типажи иные, да и язык же!.. Просто попробуйте после «Кукольника» прочесть «Координаты чудес». И не спешите сравнивать — просто прислушайтесь: не те ли самые струны звучат? Не теми ли аккордами?

Яр Соболев

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Роберт Шекли, «Драмокл : Межгалактическая мыльная опера», «Координаты чудес», «Корпорация «Бессмертие»

Это интересно
(Олди — о новой серии)
А как первые полгода ругали «Триумвират»! И в хвост, и в гриву. Дорогой он, значит, и тусклый, и статьи эти никому на фиг не нужны, и послесловия — дерьмо, и стихи читателей — бездарность... Как же, помним. Кстати, о дороговизне — идя навстречу массовым пожеланиям трудящихся, в новой серии (за счет смены типа бумаги с офсета на типографскую и пр.) издатель сумел сбросить свою отпускную цену более чем на доллар. В московских магазинах (уже розница) «Тирмен» из новой серии стоит на 20-25 рублей дешевле «Тирмена» из «Триумвирата». Теперь выясняется, что цена никого не смущала, несмотря на обильные жалобы (у нас сохранились письма) — верните офсет и послесловия!!!

ЦИТАТЫ
Теперь работал весь «Вертеп». Слаженно, четко. Четыре вербала, четыре моторика. Сына банкира, как заказчика представления, вели сразу трое: Степашка, перебросивший «би-клоуна» Оксанке, и Григорий с Кирюхой. Остальные невропасты работали кукол «плетенкой», время от времени сдавая друг другу освободившиеся нити: ловко, незаметно, словно шулер — крапленые карты. Один правил походку, другой корректировал жестикуляцию, третий — мимику, четвертый подкидывал реплику: тайком, из своего богатого арсенала, заготовленного впрок для подобных случаев...

В процессе эволюции, совершавшейся в условиях консервации рабовладельческого строя, уроженцы Помпилии приобрели оригинальную психофизическую особенность: они научились «ставить клеймо». Клейменый хозяином раб — захваченный силой, купленный на рынке, переданный в рабство по суду, за долги или иным законным способом, — становился чем-то вроде части тела хозяина. Владелец мог использовать свое «двуногое имущество» любым способом, вплоть до перекачки нужного количества жизненной энергии раба в механические движители.

ПРИСУТСТВУЮТ
Времена и нравы пару тысячелетий после наших дней
Брамайны, вехдены, помпилианцы, вудуны и даже гематры
Экшен — для тех, кому без него скучно

ОТСУТСТВУЮТ
Бластеры, роботы и киберы
Представители негуманоидных рас
Галактические войны и прочие великие катаклизмы

ОЦЕНКИ
Сюжет — 9
Мир — 10
Персонажи — 10
Стиль — 10
Качество издания — 8
Оценка «МФ» — 9



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.


 
www.reklama.ru. The Banner Network.