Рецензии
 
 
 
 
Яна ДУБИНЯНСКАЯ:
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ "КИЕВКОНА-2003"


 

 

  ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ "КИЕВКОНА-2003".

 "Зеркало Недели", № 14 (439) Суббота, 12 - 18 Апреля 2003 года
 

Жила-была когда-то старая добрая фантастика. Служила она для коммунистического
воспитания молодежи, а потому контролировалась соответствующей организацией.
Именно под эгидой ВЛКСМ ровно пятнадцать лет назад в Киеве прошло всесоюзное
совещание КЛФ (клубов любителей фантастики). Во всяком случае, верхам тогда
казалось, что все под эгидой и контролем.
На самом деле в фантастической и околофантастической среде всегда бурлили
свободолюбивые настроения. Фэндом - содружество людей, пишущих и читающих
фантастику, - уходит корнями к тем самым КЛФ советских времен. Времена
изменились, а фантастам, критикам, издателям, фэнам и просто читателям
по-прежнему хочется регулярно встречаться в самых разных точках постсоветского
пространства, ломая копья в жарких спорах о будущем и литературы, и мира. А в
перерывах просто неформально общаться в своей вроде бы узкой, но на редкость
широкой по географии тусовке.
Конвентов (фестивалей фантастики) на территории СНГ проводится довольно много:
их завсегдатаям, собственно, можно и не распаковывать чемоданы. Отсутствие
"своего" конвента в столице Украины до сих пор воспринималось неоднозначно: с
одной стороны, фестивальный график и без того жесткий (когда-то и книги писать
надо!), а с другой - как-то обидно. Ведь в конце 80-х - начале 90-х в Киеве
проходил "Чумацький шлях" - говорят, было здорово.
И вот появился "КиевКон".
Идею маленькой девушки со звучным именем Громовица Бердник и ошеломляющим
запасом энергии поддержали прежде всего в Национальной академии наук Украины.
НАНУ предоставила в качестве базы конвента Дом ученых, где и происходили
семинары, диспуты, "круглые столы" и презентации фестиваля. Официальным
спонсором "КиевКона-2003" выступил издательский дом "Орфей", в книжных магазинах
которого на протяжении фестивальных дней можно было встретиться с популярными
писателями-фантастами. А таковых в столицу Украины приехало немало - со всех
концов СНГ.
Был Геннадий Прашкевич из Новосибирска, выдвинутый в этом году на Букеровскую
премию, член Пен-клуба, поэт, писатель и переводчик, но прежде всего - все-таки
фантаст старой школы Ефремова и Стругацких. Были любимые молодежью и обласканные
тиражами москвичи Сергей Лукьяненко и Василий Головачев. Юлий Буркин из Томска,
Владимир Васильев, известный также как "Воха" и являющий собой живое
олицетворение литературного "брейн-дрейна": Николаев - Москва. Издающиеся тоже в
Москве, но прописанные в Харькове Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег
Ладыженский) и Андрей Валентинов. И, конечно, киевляне: знаменитые Марина и
Сергей Дяченко, молодые и перспективные Владимир Аренев, Алексей Андреев и
многие другие.
Присутствовал и заморский гость - Роберто Квалья, прозванный на родине
"итальянским Шекли", но пока не дождавшийся переводчиков и читателей на
постсоветском пространстве. Более известные у нас Гарри Гаррисон, Ричард Бах и
Пирс Энтони прислали "КиевКону" свои приветствия и напутствия.
Тусовка - а тусовочный момент на конвенте всегда если не доминирует, то, по
крайней мере, лежит на поверхности, - без сомнения, удалась. Запомнились "фишки"
"КиевКона" - к примеру, ни на одном фестивале фантастики не видели такого
количества охранников, снабженных к тому же бэджиками "Дозор" (которых
поклонники творчества Васильева и Лукьяненко мигом разделили на "Дневной..." и
"Ночной дозор"). Было много встреч и неформального общения, ценимого
завсегдатаями конвентов куда больше, чем официальная программа.
Любой конвент - веселое событие, но "КиевКон" начался с печальной ноты. Почетным
президентом фестиваля задолго до его открытия был объявлен Олесь Бердник,
украинский фантаст и философ, романами которого "Зоряний корсар", "Серце
Всесвіту" и "Чаша Амріти" в свое время зачитывалась отечественная молодежь. Его
книги переводились на десятки языков мира, а на родине писатель за крамольные
идеи был репрессирован и несколько лет провел в лагерях. Буквально за две недели
до конвента Олесь Павлович скончался, и его дочь Громовица посвятила "КиевКон"
памяти отца.
Сейчас в издательстве "Український письменник" готовится к выходу книга Олеся
Бердника "Подвиг Вайвасвати". Поклонники творчества писателя убеждены, что его
идеи не только остаются актуальными, но и способны помочь Украине определиться с
выбором правильного пути развития. Однако не секрет, что основная категория
читателей - молодежь в возрасте 15 -25 лет - выбирает сегодня совсем другую
фантастику.
Какую именно? И ту ли, что следовало бы? Об этом много спорили на "КиевКоне". К
примеру, Геннадий Прашкевич убежден, что фантастика встала сейчас на заведомо
тупиковый путь - фэнтези. Классическая НФ (научная фантастика; не путать со
"спейс-оперой" - жанром масслита, где только декорации "экшна" имеют
наукообразный характер) требует от писателя серьезных научных знаний и
оригинальных новаторских идей. А жанр фэнтези, по мнению Геннадия Мартовича и
его единомышленников, снимает с автора всякую ответственность за написанное.
Фэнтезийные бароны, драконы и принцессы не нуждаются в логическом обосновании. И
максимум, что может предложить такая фантастика читателю, - уход от реальности,
в то время как классические научно-фантастические романы стимулировали жажду
знаний, творческую энергию и в конечном итоге прогресс.
Генри Лайон Олди со товарищи готов возразить: ведь наука - это не только физика,
химия и биология; существуют также история, психология, социология,
религиеведение и т.д. Именно на базе гуманитарных наук строится настоящая
фэнтези (опять-таки не путать с масслитовскими сагами о баронах-драконах). В
плане информирования читателя и пробуждения в нем тяги к познанию истинная
фэнтези не уступает НФ. Однако знание - это лишь один из трех китов, на которых
держится литература. Необходимо также вызвать у читателя сопереживание героям
книги и эстетическое наслаждение текстом. Если, конечно, мы говорим о
литературе, а не масслите.
Вот еще одна проблема, которую, кстати, практически не замечают на конвентах, но
порой весьма однозначно трактуют за пределами фэндома. Литературные критики из
среды "мейнстрима" готовы записать в масслит всю фантастику. А записав, посыпать
голову пеплом по поводу того, что молодежь вообще перестала читать. Хотя, как
свидетельствуют недавние социологические исследования (по России), пик увлечения
молодежи виртуальной реальностью уже пройден: поколение 12-13-летних
возвращается к книге. Но - в подавляющем большинстве к той же фантастике. Что,
следуя приведенной выше установке, не добавляет оптимизма.
Действительно, фантастика - коммерчески благодарное поприще для писателя.
Несомненно, существует большое искушение, добившись успеха в определенном жанре
и направлении, всю оставшуюся жизнь тиражировать удачно найденное клише. Тем
более что просчитать формулу успеха не так уж трудно. Олди и Валентинов
перечислили основные составляющие фантастического произведения, обреченного на
массовый тираж. Это сага минимум на три толстых тома, безразлично, в жанре
"спейс-оперы" или "драконовой" фэнтези, написанная сценарным языком: видеоряд -
звук - действие. Главному положительному герою 25-27 лет (ровесник либо "старший
брат" среднего платежеспособного читателя). В книге должна присутствовать одна
на том (не больше!) постельная сцена; одна сцена, где героя пытают и унижают;
плюс непременная "мясорубка" в финале - неважно, на мечах или бластерах.
Приветствуется ирония и немного молодежного сленга.
Надо признать, такой фантастики действительно очень много. И очень немногие
писатели-фантасты имеют мужество не только не пользоваться изложенным
"рецептом", но и не идти собственным проторенным путем, подчас разочаровывая
издателя, да и основную массу читателей тоже. "Пятеро писателей и трое авторов"
серии "Нить времен" московского издательства "Эксмо" - Дяченко, Олди и
Валентинов - презентовали на фестивале свои новые вещи, готовящиеся к изданию.
Все три книги обещают стать сюрпризами для поклонников творчества наших
соотечественников, давно и с успехом издающихся в России.
А.Валентинов, известный как изобретатель жанра "криптоистории", назвал свой
новый роман "Сфера" "сумасшедшей вещью" - все его действие происходит во сне,
настоящем либо искусственном. Д.Громов и О.Ладыженский, сделавшие имя "сэра
Олди" на серьезном переосмыслении мифологических сюжетов, написали гротескный,
"балаганный" роман "Шутиха". А супруги Дяченко вообще затрудняются как-то
определить свой "Пандем" - во всяком случае, для их творчества эта книга
совершенно неожиданна.
Немало неожиданностей принесло и распределение наград "КиевКона". Вообще,
субъективность присуждения премий конвентов давно стала притчей во языцех в
фантастической среде и никого особенно не удивляет. Андрей Валентинов, получая
приз за роман "Спартак" в номинации "лучшая фэнтези", ни малейшего изумления
относительно оригинальной трактовки жанра своей книги не выразил. А вот премия в
номинации "лучшая украиноязычная фантастика" (кстати, ноу-хау "КиевКона") немало
удивила лауреата - Васыля Шкляра (роман "Ключ"). Этот киевский писатель как
никто избалован премиями, в том числе и денежными, но о том, что его творчество
можно определять как фантастику, узнал впервые.
Два приза конвента были присуждены посмертно: в номинации "лучшая НФ" -
киевлянину Борису Штерну за роман "Вперед, конюшня!" и "Чаша вечности" за вклад
в фантастику - Олесю Берднику.
И еще одна тема не могла не всплыть на конвенте, проходящем в Украине. Вопрос
возник у российских журналистов: "Как живется русскоязычным фантастам в Украине?
Почему вы издаетесь не у себя, а в Москве?". Кое-кому из "наших" такая
постановка вопроса показалась странной: а какая разница где? "Варяги" нашли и
обычное объяснение: страна-то почти одна, во всяком случае, корни общие...
И некому было обличить "имперские традиции". И поговорить о знакомой до боли
(нам, не россиянам) ситуации с украинским книгоиздательством - тоже некому. И
только в последний день конвента на сцене появился председатель Всеукраинской
ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Александр Афонин. Получая
один из "поощрительных призов" конвента, он торжественно пообещал: через год
всесторонне поддержать "КиевКон-2004", обеспечить присутствие на нем
отечественных издателей, а также в скором времени создать в Украине структуру,
которая содействовала бы продвижению фантастики всего постсоветского
пространства за рубеж.
Многие в зале обратили внимание, что Александр Васильевич не знал, куда деть
левую руку: сначала сунул было в карман, а затем заложил за спину. Будем
надеяться, не для того, чтобы без проблем скрестить пальцы.


 
 

 

 
 
 



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]




 
 
 

 
Оставьте ваши Пожелания,мнения или предложения!
(с) 1997 - 2001 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997 Рисунки Екатерины Мальцевой
(с) 2001 Дизайн Дж. Локхард
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы 
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.

 
 

www.reklama.ru. The Banner Network.