ГРОМОВ-РАССКАЗЫ

 

ДМИТРИЙ ГРОМОВ "СОЛО": РАЗНОЕ:

-- Недавно я прочитал ваш россказ "Оборотень". Последние два года я пытаюсь изучать феномен физической ликонтропии, даже сайт на эту тему сделал http://www.chat.ru/~theufo/ Рассказ интересный. Но когда я дошел до конца, я немного смутился - это что правда? Пожалуйста помогите мне разобраться.

-- В перерывах между наладкой и обрывами связи спешу задать вопросы Дмитрию: Когда и где публиковались и будут ли издаваться рассказы Ди без Ол? Почему "Экзамен" был зачтен, несмотря на уничтожение вида, чье общение пусть чуждо, опасно для человека, не защищенного скафандром, но является всего лишь общением? О чем в "Волне" догадался в конце Глеб, врываясь в комнату и видя материализующуюся руку? Понравилось все, что успела загрузить и прочитать, жду, когда проверят линии новой мини-АТС, чтобы продолжить чтение. Спасибо.

-- Дмитрий Громов. "Точка опоры". Оазис честной гуманистической НФ в духе... ну, пожалуй, Брэдбери.

-- Особенно меня добивает милая авторская мания причудливо играть с реальностью (во фразу выдала!). То его герои усилием воли создают оружие (ах, это все рассказы, помещенные в том же сборнике), то обретают невероятные способности – достаточно только вспомнить…или поверить… Щас, разбежались. Вообще, на теме преображения у Громова явно какой-то бзик. Ибо с этой темой он надоедает чуть ли не в каждом произведении. То все человечество изменяется, то отдельная личность.
Если бы я писала что-нибудь в том же духе – непременно заявила бы своему герою: «Неет, красавчик, обходись тем, что есть. Не будет тебе ни чудес, ни неожиданной помощи. Монстр, который прет на тебя в заброшенном доме – это просто монстр, а не порождение страной магии разума, ставящего эксперименты над людьми (см. рассказ «Ничей дом»). Отбиваться будешь… Скажем, обрезком трубы.»
А несколько действительно сильных вещей в сборнике есть: «Холод», «Восьмой круг подземки», «Ступень». В первом даже концовка не запорота. Вообще это скорее притчи в форме фантастического рассказа.
Самое забавное, что многие рассказы относятся к раннему периоду творчества писателя. Пусть они и были переработаны позже. Начинающие фантасты во многом проигрывают зрелым фантастам – а в чем-то на голову их превосходят. Может быть, потому, что они – еще фантасты, не успевшие превратиться в писак. Поэтому многие их рассказы звучат смутными отголосками далекого сна. Они – живые. Но в этом плане я видела дебюты и получше Громовских.

-- А ещё дочитала сбоник Д.Громова "Путь Проклятых". Тоже очень понравилось. А ещё зацепило то, что там про тигров много...

-- Попалась мне книжка "Что то там про комиссара Фухе", увидев среди авторов Громова и Валентинова. Купил, аж 2 книги. Вот за это дело - прибил бы. Понятно, что стеб, но подобные вещи можно писать подряд, не отрываясь и голову не напрягая абсолютно, только вот издавать то зачем? Не дай и не приведи - попалась бы она мне по молодости, вряд ли бы авторов на обложке после этого вообще читать стал, при нынешнем то изобилии хватает одного раза обжечься...

-- Судя по приведенному отрывку, рассказы не совсем идентичны тем, что вошли в "Дорогу". Или это мне кажется? Так что край искать книжку. Интересно.

-- Да, рассказы не совсем идентичны. Сольные рассказы, написанные Громовым, были переделаны для помещения в Дорогу.
Пример - "Разорванный круг" очень сильно переделан для "Бездны голодных глаз". В "Дороге" - про машины, а у Громова - про тигра %), да и повествование сильно изменено. ("рок-опера" "Broker circle", например, сделана именно по Громовскому рассказу)
Вобщем-то сам "Путь проклятых" как сборник ранних вещей одного из писателей в дуэте вполне интересен. Вещи неплохи, особенно со скидкой на время написания. Мне - понравилось %)

-- Купил книжку Д.Громова - заинтересовался. Пока только несколько рассказов глянул, но ощущения интересные. Несколько слов в конце - а рассказ уже совсем о другом. Многие читали/собираются читать? Мне бы было интересно привести "классическую" и "Громовскую" цитаты и сравнить эффект. Но возможно появятся желающие сравнить самостоятельно? Да и боюсь этакий "спойлер" скажется на продажах. :-(
Или наоборот - заинтересует посетителей форума? ;-)

-- Гм, книжка довольно "старенькая"... Сам "Путь проклятых" выходил еще в Чужом среди своих. Первое издание собственно сольного сборника было в Триумвирате...
Так что скорее уж заинтересует.

-- Да, посравнивать цитаты было бы действительно интересно ... Вот как только мой "Путь проклятых" с малой родины в Киев привезут...

-- "Путь проклятых" я тогда же и читал, в том самом сборнике. Но по нему я уже высказывался - к сожалению безотносительно достоинств/недостатков книги, при использовании в качестве главного героя вампиров/мертвых/зомбированных и прочих неприятных товарищей - подобные книги мне не нравятся. В том числе Валентиновский "Дезертир". Это особенность моя личная, видимо вытекает из привычки сопоставлять себя с героем.
Но я например купил книгу свежеизданную, в серии "Стрела времени". Значит кому то это еще нужно? ;-)

-- Естественно нужно. Но думается обсуждение тут скорее принесет пользу и заинтересует.
В любом случае - такие сборники как "Мост над океаном" и "Путь проклятых" - это скорее "удовольствие для любителей", больше представляющее коллекционный и исследовательский интерес, чем самостоятельно-литературный. Это не умаляет их литературных достоинств, но ... "особенности восприятия"...

-- Я читала сольные громовские вещи еще у Мошкова, пару лет назад. "Путь проклятых" понравился, рассказы же, если честно, не очень вдохновили.
Впрочем, если совсем честно, и рассказы из "Дороги", на мой взгляд, далеко не лучшее, что есть у Олдей. И вообще Олди - романисты.
У меня тоже есть привычка сопоставлять себя с героем - и тем не менее мне иногда нравятся вампирские книги.

-- Я бы не переоценивал "интернет-аудиторию". И даже "офф-лайн-фанат-сообщество". На мой взгляд, всегда достаточно велик процент тех, кто просто покупает книгу. Ориентируясь на обложку, аннотацию, отзыв продавца, пролистав у прилавка несколько страниц, просто случайно ткнув пальцем... Пример: я в интернете "ежедневно" бываю уже лет пять. Читаю активно. Но и в эти пять лет - для меня интернет был сам по себе, книги сами по себе. Только в очередной раз "выкинув" 8 из 10 купленных наугад книг, я полез искать - что же другие читают? ;-) (процент выброшенных после этого не изменился. :-))) )
На вкус и цвет...
Теперь ближе к теме. Приведу концовку "Восьмого круга подземки" из сборника.
"Вы стали людьми"... Да людьми. Но не совсем людьми. Или, если угодно, более чем людьми. Вот вам и самоорганизующиеся системы! Выходит, эти умники-программисты были не такими уж дураками..." И тут Эдди заметил, что очкарик с улыбкой наблюдает за ним.
Классический вариант я думаю каждый вспомнит или найдет сам. Собственно один абзац, но в таком варианте рассказ вполне годится в сборник "Памяти Шекли". ;-) Ни некросферы, ни мрачности... Удивительно.

-- Возможно, возможно ... что "Путь проклятых" "простые смертные" могут покупать на последозорной волне интереса к мистике вообще и вампиризму в частности %)
Но все таки я более чем уверен, что бОльшую часть покупателей "Моста над океаном" и "Пути проклятых" составляют "любители Олдей".

-- Разумеется, на вкус и цвет. Вы же знаете - я никогда не выдаю своё имхо за нечто большее.
А вот "Восьмой круг" у Мошкова - только из "Дороги". Действительно - приведенный "альтернативный" конец оптимистичнее. Но в "Дороге" оптимизм не получался - там всё это должно было привести к катастрофе.
Между прочим, в связи с этим вопрос: рассказы из "Дороги" - это все-таки Олди или Громова? Кто перерабатывал?

-- Могу ошибиться, так как книги под рукой нет, но что-то об этом говорилось авторских вступлениях к книге...
Вообще, что из написанного Громовым лично потом вошло в Дорогу и Войти в образ?
Ничей дом (1989) =
Монстр (1988) =
Восьмой круг подземки (1990) =
Разорванный круг (1995) =
Реквием мечте [= Хо] (1990) =
Остальное, вроде как, писалось уже вместе.
Но эти рассказы - безусловно были написаны сначала самим Дмитрием Евгеньевичем, а потом уже отредактированы вдвоем и вставлены в Бездну голодных глаз. А некоторые (тот же Разорванный круг) дорабатывались и после.
Ждем комментария писателей для уточнения %)

-- "Ничей дом", однако, получал какие-то награды как совместный рассказ...

-- "Как известно, Генри Лайон Олди «родился» 13 ноября 1990 г. Именно в этот день был написан первый совместный рассказ Дмитрия Громова и Олега Ладыженского «Кино до гроба и...».
Рассказы же, представленные в данном разделе, родились раньше. Они написаны мной «соло». Позднее они (и ряд других) были совместно переработаны и на сегодняшний день знакомы читателю под авторством Г. Л. Олди."
В данный раздел в моем сборнике входят:
Монстр, Ничей дом, Восьмой круг подземки, Поединок(Тигр), Ступень(Смех Диониса).
Более подробно - попозже, я пока только-толкьо приступил. :-)

-- Угу, спасибо... Про Поединок и Ступень в спешке и с помошью Фантлаба/Русэфа не нашел, но теперь добавил пометки в библиографию.
А "Ничьему дому" никто не мешал получать премию в той форме, в которой он вошел в Дорогу ... Кстати, не вспомните какую именно премию этот рассказ получал? Для тех же библиографических целей.

-- У Мошкова я нашла, что "Рассказ Д. Громова и О. Ладыженского (Г. Л. Олди) "Ничей дом" вошел в десятку лучших на Международном фестивале фантастики в Бийске
"Зеленая планета" (1990)." Мне кажется, на Фикшенбуке было указана какая-то еще премия ("Бронзовая улитка"?), но, увы, оттуда Олдей сняли вместе со всей информацией о них. А там было очень подробно, знала бы - скопировала...

-- На правах рекламы - рассказы мне нравятся! И кое-какие "хвосты" наблюдаю в гораздо большем числе, позднее переработанных совместно произведений.

-- Дочитал. Общее впечатление - ни разу не пожалел, что купил. Теперь поподробнее:

  1. Опять таки общее впечатление. Ни разу не оглянувшись на рецензию А.Шмалько ;-) , подтверждаю - советская школа фантастики (не нравится штамп, но коротко по другому не сумел). Я, пока мы в лесу отдыхали, читал В.Колупаева. В основном время написания - 70-80-е. Общее впечатление - доброты, наивности, открытости, честности... Может быть в сравнении с нынешним, но тем не менее... Так и у Д.Громова - все рассказы по сути своей добрые. Причем совершенно неважно, что в них пытаются захватить мир и убивают. Не страшно. Интересно, но не страшно.
  2. Частности.
  3. Раздел "АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ" - понравилось без оговорок. Эдакий "Советский Роберт Шекли" (опять штамп... :-( ), темы вроде знакомые, а в конце - неожиданность.
  4. "РАЗОРВАННЫЙ КРУГ" - рассказы понравились, а вот тигры в них - нет. Слишком они человеческие. Я не могу сказать, что влюблен в тигров, скорее уж "опасливо-восхищаюсь", но читал про них много. Последний раз - не так давно, про тигров на Дальнем востоке. Чувства охотников, когда они забрали тигренка и несут к зимовью, а вокруг ходит тигрица. Покажется, рыкнет, исчезнет... В общем, по-моему, тигр сам по себе крайне интересный зверь, без человеческих чувств и эмоций...
  5. "КООРДИНАТЫ СМЕРТИ" - гораздо более стандартные. Интересно, но предсказуемо. Опять таки - Виктор Колупаев вспомнился.
  6. "СТУПЕНЬ" (выше писал) - ну тут все практически знакомо. Более-менее заметно изменился только "Смех Диониса" - "Ступень". Остальные надо весьма внимательно искать разницу... Но вот здесь то самое интересное. Про "Восьмой круг подземки" уже писал.

"Монстр": Переработан стиль. Практическая разница в одном месте - герой сам разматывает повязку, столкнувшись с бандитами в подворотне. Ну и там же - чуть-чуть подробностей пожирания. А чувство другое. Страха уже нет. Да - Монстр внутри. Но подконтрольный, в чем то даже полезный... Друг/враг-фарцовщик гораздо страшнее. А вот вмешательство сэра Олди (Олдя?) ставит все на свое место. Вместо красочного описания - намек. Вместо триллера - Ужас. Пытался подобрать аналогию - тяжко, но вот чувство такое, что пока Д.Громов один "на ринге" - он пританцовывает, бьет, отвлекает... А стало из одного двое - и все. Одним движением прорвался, один раз ударил. Лежишь и вставать уже незачем. :-)))
"Поединок": все сказанное к "Монстру" относится полностью. Не помню кто (Спилберг?) говорил, что самое страшное - ожидание страха. Олди заменяет картину Громова наброском, но так, что созданная самостоятельно картина, получается гораздо сильнее оригинала.
В общем то еще раз - понравилось, спасибо автору за смелость.
p.s. абсолютно неожиданно для себя взялся перечитывать "Комиссара Фухе". Первый раз читал - аж слюной брызгал, что для меня несвойственно, может дело в том, что читал 2 тома подряд от разных авторов? Сейчас перечитал конкретного Валентинова - неожиданно понравилось. Поищу другой том и посмотрю непредвзято на творчество Громова - может и там что-то есть?

-- "по-моему, тигр сам по себе крайне интересный зверь, без человеческих чувств и эмоций..."
Как художественная условность - и такой подход неплох, и в нем что-то есть.
Даже если это в жизни и не так - есть ещё такое понятие, "художественная правда"...
Зачем-то, значит, это "очеловечивание" тигров понадобилось автору.

-- В рассказе, особенно фантастическом, тигр может быть даже аллегорией.
И потом, может, автор неравнодушен к тиграм?

-- То, что он к ним неравнодушен, говорилось уже не раз во всех аннотациях... ;-)

-- Вопрос риторический... Ясно же, что неравнодушен, иначе не писал бы о них столько. :-)

-- Тема начинается отрывком из статьи А.Шмалько: "Тигры Дмитрия Громова".
Так что про любовь автора к тиграм я знаю. Про человеческие качества и литературный замысел - понимаю. В двух из четырех "тигриных" рассказов главные герои вообще оборотни и "вымышленные" тигры. Но написал то я другом. Автор любит тигров настолько, что влезает в их шкуру и описывает чувства зверя изнутри. Естественно со своей, человеческов позиции. Мне кажется описать тигра с позиции охотника - получится гораздо убедительнее. Ну как в переработанном "Тигре" Олди. Там тигр присутствует, мы его ощущаем, но со стороны. Больше свободы нашему воображению. Г.Л.Олди как бы предлагает сосуд, который мы наполняем по вкусу, а Дмитрий Евгеньевич угощает нас самостоятельно. :-)

-- Дмитрий Громов - Путь проклятых
Довольно таки интересная книга, которую прочитал за 3 часа. Она относительно не большая, но затягивает.

-- ...А еще в сборнике (ибо это – сборник) – есть десятка два рассказов, написанных «до рождения» сэра Генри Лайона Олди. «Соло», так сказать. И этот «сольник» - такая же потрясающая вещь, как и то, что написано «дуэтом». Честное слово.

-- "Я сохраняю покой": Если такая классная ВЕЩЬ за столько лет ни разу не публиковалась, то я ничего не понимаю... :-))) ХОЧУ ЕЩЕ!!!! Вкусно!

-- "Я сохраняю покой": Хотелось бы, конечно, узнать - что курил автор при написании? Хотя, может быть это просто последствия нового года?!

-- "Волна": ;-) Скромная проба пера. Но идея не плохая, можно было бы написать на этом сюжете что-нибудь более объемное.

-- "Человек, который хотел жить":
Если очень хотеть жить, то выход найдется...
Неужели все революции - похожи на бег с препятствиями???
Монолог летящей пули на полпути до цели.

-- "Бессознанка": Последовательность действий при бурбуляции
Кто в армии служил тот в цирке не смеется.

-- "Бессознанка":
Летним вечером на рассвете
По сигналу три красных свистка
И по жовто-блакiтной ракете
Из березового ивняка
Шли в атаку согласно устава
Бурбуляторные войска
В бой учебный, святой и правый...
На фига ж нам такая сила? -
А ответ простой - чтобы было!

-- "Восьмой круг подземки": Страшно и ужасно, кто должен доказать что он -человек? Человеческое существо или какой-то там андроид? И почему механизмы и автоматы метро "съехали" с катушек? Главное- кто это сотворил? Почему все это стало возможным. Куча вопросов без ответа. Может вся прелесть и интрига книги в этом и состоит. Каждый сам должен додумать, догадаться о ненаписанном и невысказанном.

-- "Восьмой круг подземки": Отличный рассказ, правда много не раскрытого. Этом пробег через зверский метрополитен и неожиданный конец. Идея просто супер, уж не знаю чем она навеяна, но потрясает. ) Радует, что там нашлось место и человеческим чувствам и, думаю, не мало нашей привычной реальности.

-- "Разорванный круг":
Воспоминание о Киплинге и тиграх,
Живущих рядом
В ночи, и на вершине гор.
Под солнцем...

-- "Ограничение": :-) Очень добрый рассказ о силе мечты... О полетах в любую точку Вселенной... И тяге домой. :-)
И о том, что сила мечты обратно пропорциональна материальности. :-)

-- "Ступень": Эту вещь очень хорошо читать под "Queen" "Шоу должно продолжаться" - Фреди умел побеждать зрителя.
В этой версии рассказа очень острое ощущение сути музыки.
От музыки до бессмертия один шаг.

-- "Экзамен": В рассказе показана логика знакомства с разными мирами завоевателя и ученого. До того не могла понять почему завоевание разных стран американцами (а до того англичанами) начинается с разрушения страны представляющей "интерес". На глубоком уровне этот рассказ может восприниматься сатирой на уровне Брехта.

-- "Скользкий поворот": Немного наивный, но неплохой рассказ о выборе и о любви. Его определенный недостаток - некоторая схемтаичность. Возникло ощущение, что чего-то в нем явно не хватает. Зато главная идея весьма неплоха. Иной раз кажется - так несложно выполнить чью-то просьбу, а плата будет весьма заманчива. Но не окажется ли здесь ловушки?

-- "Волна": Краткость - сестра таланта! Старшая. :-) Так вкусно совместить аллегорию форумного общения с отношениями в литературных клубах, да еще и дать возможную философскую причину увлечения фантастов инопланетянами - надо уметь.

-- Дмитрий Громов - нет вкуса, читайте....

-- «Новый друг комиссара Фухе» - порнуха низшего пошиба!!!

-- дали сборник Олди «Путь проклятых», основной одноименный роман уже читал. Остальные вещи из ранних произведений авторов. Нравятся мне рание Олди - рекомендую. Впрочем, здесь: http://www.fantlab.ru/work35602 есть и альтернативные рецензии.

-- «Реквием мечте»      
Пожалуй, этот вариант удачнее, чем переработанный "под маркой Олди". Он атмосфернее, а засчет компактности - и лучше воспринимается. А по сути, это действительно совершенно разные рассказы.

-- «Скользкий поворот»      
Возможно, это можно олределить как наивный, но мне рассказ показался просто слабым. Дело даже не в сюжете. Герои, их речь, их размышления - все не живое, не естественное, никакое. Все - сделанное, и сделанное плохо, и поэтому эмоционального отклика нет ни малейшего.

-- «Холод»      
Хрестоматийная зарисовка. В том смысле, что очень традиционный сюжет. Мне кажется, что здесь надо было ярче и глубже показать психологию героя. А исходя из того, как было написано, я не верю в поступок этого человека. Абсолютно не верю. И это постоянно валяющееся где попало оружие... понятно, что это скорее символ, но как-то нелепо выглядит, ИМХО     

-- «Я сохраняю покой»      
Очень понравился этот рассказик. Замечательно создается настроение, легко и изящно. Маленькое, но очень качественное удовольствие! ;-)

-- «Новый друг комиссара Фухе»      
Писанина (иначе не назовешь) очень низкого качества. Грубо и глупо. Юмором здесь практически не пахнет (а претензия на него явная). На какой уровень читателя расчитано подобное чтиво? Это что-то из серии Шилова-Донцова-Петросян... :-(

-- «Экзамен»      
Итак, любое действие - верно. Во всяком случае, всегда будет смла, абсолютно оправдывающая любое действие. Что ж, это очень "по-человечески"... :-(
А что касается самого рассказа - стилистически написано плохо, примитивно и невыразительно. Неудачная работа.

-- «Эдем-2300»      
Нет, товарищи, это не смешно. С юмором тут что-то не очень, а картинка весьма противная. Печально, если вся эта мерзость перекочует на космические трассы...

-- «Он не вернется»      
Ощущение такое, что это не рассказ, а ... комикс. Тот же уровень. Примитивный сюжет и слова в "пузырях" изо рта.
Концовка и просто словно написана школьником, сочиняющим "фантастику".

-- «Поединок»      
Не вполне понятно, почему для такой встречи с тигром надо было присоединяться к охотникам (это столько пропутешествовав-то!). Для чего нужны были эти зрители, с большой вероятностью того, что они, как минимум, помешают?

-- «Ступень»      
Наверное, у меня другое ощущение музыки. Здесь все время не оставляло чувство искусственности, точнее, искусственной красивости и неискреннего пафоса. Тут все ненастоящее - и герои, и музыка.

-- «Уничтоженный рай»      
Как-то уж очень неглубоко. И этот Абсолютный Исполнитель (он же Золотой Шар? Комната?). И так примитивно воплощенное "болото" (мещанство? гламур? равнодушие? серость?). Почему именно человек из прошлого мог решить эту проблему? Как-то это невнятно...

-- «Точка опоры»      
Интересно, а как там насчет плохих книг (которых безусловное большинство!) И еще: тут же вспоминается путешествие по литературному миру у АБС... там все было куда убедительнее. Ну, и смешно, конечно.
А вообще - кто из нас не мечтал попасть в мир книги? Самой любимой, самой заветной, которую открываешь - и праздник души!..

-- «Бессознанка»      
Тихо подозреваю, что в современной армии на воружении реально стоит что-то типа бурбуляторов. Во всяком случае, n-ное количество представителей генералитета и офицерского корпуса определенно относится к числу глюкальщиков.

-- «Ограничение»      
Отключение подсознания - в принципе абсолютная ерунда. Впрочем, мечта, фантазия - это отнюдь не только и не столько подсознание. Не вижу проблемы!

-- «Ангел-Хранитель»      
Всё хорошо в меру, это факт. Интересно, а не должен ли ангел-хранитель беречь своего подопечного и от психологических травм? Тогда ему следует оберегать-таки окружающих, хотя бы по возможности! :-)

-- «Разорванный круг»      
Ну, нельзя же так небрежно относиться к материалу! В 2.5 года тигр уже не тигренок, а взрослое животное (с 3 лет половозрелое), а уж в 5 лет - матерая зверюга!
А написано невыразительно, примитивно. Сценарий для фильма - может быть, нохудожественное произведение...

-- «Человек, который хотел жить»      
Наверное, это вполне подошло бы в качестве сценария для американского боевика. Незамысловатый экшн... почему нет? Но читать сценарии - удовольствие специфическое. Просто описание действия, последовательность событий. Художественности, психологизма - ноль. При чем тут литература?..

-- «Воин»      
Такое впечатление, что Воин - это что-то природное, прирожденное. Его не надо готовить годами тренировок...

-- «Волна»      
Вот так они, негодяи, и воруют идеи! Своих, наверное, не хватает, вот и пользуются земными сочинениями! >:-E

-- «Координаты смерти»      
Это, наверное, уровень подростка. Скелеты, вампиры в антурже космической станции и все прочее... Всерьез относиться трудно.

-- «Оборотень»      
Почему же, имея человеческий разум, он не выбрал для жизни удаленный от людей район?! Вот это совершенно непонятно... Пожалуй, это больше о животных, чем о людях.

-- Сейчас читаю рассказы Громова из сборника Путь проклятых... парочка понравилась... а остальное средние и ниже, которые воспринимаются вообще как детский сад! :-(

-- «Разорванный круг»      
мне рассказ понравился... на меня повеяло атмосферой Киплинга (Маугли) и Берроуза (Тарзан), а также беляевской "Ариэль"... рассказ написан сочно и ярко, так и представляешь себя в этих непролазных джунглях...
в центре рассказа - идея кровной мести: зуб за зуб, брат за брата и т.д. только в данной ситуации сталкиваются тигр и охотник... один из них сделал больно другому, убив родича... и цепочка мести начала разворачиваться...
концовка в общем-то понравилась... понравился тот факт, что инициатива по решению затянувшегося конфликта принадлежала... ТИГРУ!!! :-) а жаль, ведь человек позиционируется как существо более высокого уровня...

-- «Координаты смерти»      
рассказ очень динамичный... начинается сразу детективная история в космосе... причем настолько невероятная и морозящая кровь, что становится дико интересно, а как все закончится?
а закончилось в общем то тривиально... все кто знаком с жанром детектива сразу скажет кто убийца!!! :-) + староватая идея мирового господства + киборг-убийца...
в результате начало бодрое, а конец - обыкновенный... я прям разочаровался...

-- Громовский сольник - "Путь проклятых" я читала, по-моему, даже где-то у нас видела. Но - я не любитель вампирской литературы, так что не стала приобретать. Скажем так, дуэт мне более по сердцу))). Но в сольнике была интересная фишка - рассказы в авторских редакциях, которые потом были в сборниках или, например, в "Бездне Голодных Глаз" - оказалось, что во многих случаях там идеи и сюжет были изначально совсем другие.

-- А вот теперь мне придется это дело искать! :))))

-- «Путь проклятых»      
от сборника ожидал многого, ибо это Громов, а значит - половина любимых Олди...
если честно не впечатлило... на мой взгляд малая форма - это не конек у Олди вообще и у Громова в частности... сборник не ровный, иногда ловишь на мысли, что рассказы писали разные люди...
отмечу наиболее понравившиеся вещи: Экзамен, Разорванный круг, 8-й круг подземки, Ступень, Путь проклятых...
остальные же средние и даже слабее... :-(

-- «Он не вернется»
Китайский мудрец, увидев во сне себя бабочкой, просыпается и решает задачу кто он на самом деле: китайский мудрец, во сне ставший бабочкой или бабочка, ставшая во сне китайским мудрецом?!
Один в один, только царства Морфея не хватает! Рассказ откровенно не тянет на высокую оценку, больше из разряда пробы пера. Может в силу молодости автора на тот момент? Не впечатлило, откровенно говоря!

-- «Ограничение»
В мечтах человеческих рождаются фантазии, в фантазиях рождаются фантастические сюжеты для будущих произведений!
Человеком движет сознательное всего 3% времени, а на 97% мы живем подсознанием, что лишний раз доказывает, что только в таких произведениях мы и способны оторваться от своих животных корней и воспарить к звездам, небу, мечтам и фантазиям! А корни тянут ДОМОЙ! Вот она, настоящая фантастика!
Очень неплохой рассказ.

-- Дмитрий Громов "Координаты смерти". - Чужая планета, непонятные происшествия... и все заканчивается банальной театральщиной из-за денег.

-- К сожалению, у Олди все, что включено в книгу [сборник "Вампиры. Путь проклятых"], уже и так выходило, а уж кусок из "Бездны голодных глаз" и вовсе непонятно, к чему вырван для сборника. Впрочем, рассказы Олди и отдельно Громова перечитала с удовольствием.

-- «Ступень»
Это даже не фантастика, это просто рассказ о группе "Deep Purple", очень даже реалистично и образно представлен их путь развития, с некоторыми авторскими отступлениями. Поэтому привязывать сюда фантастику не стоило, ведь уже давно доказано, что музыка влияет на человека, его эмоции. Но, если ты не любишь музыку, то она на тебя не произведет никакого впечатления. На меня симфоническая музыка воздействует, как красная тряпка на быка, только раздражает.

-- «Поединок»
Одно могу сказать определенно, автор не охотник. Дело в том, что ни один охотник оплатив лицензию не позволит кому-то взять его добычу. Охота - это в первую очередь азарт, соревнование со зверем и с коллегами, это адреналин в крови, это опасность, это кровь... Нелогичное и неправдоподобное начало рассказа приводит к тому, что остальной материал впечатления уже не производит. Тем более, что сюжет вообще непонятен и нелогичен.

-- «Восьмой круг подземки»
Когда человек играет на компьютере в игры на выживание, это в нем бурлит азарт и желание быть первым. Но когда он играет в компьютерную игру на настоящем полигоне, где ставкой является собственная жизнь, это в нем бурлит желание пощекотать нервы адреналином. Но в любом случае, это желание получить признание успеха и превосходства над другими, а если при этом помогаешь кому-то, то это как раз следствие желания дойти до цели живым. А потому с выводом рассказа никак не соглашусь. От этого человеком не становятся. Но идея в целом оригинальная, хотя уже встречается в литературе. Написано динамично, с массой подробностей и деталей, но без особых психологических изысков, обыкновенный натурализм.

-- «Ничей дом»
Я бы сказал, что это несколько нелогичное и незавершенное произведение. Нелогичность проявляется в поведении молодых людей, которые очень легко эмоционально воспринимают появление фантастического оружия из ничего, равно, как появление монстров, быстро и легко делают правильные выводы, находясь в состоянии крайнего стресса и т.п. Незавершенность проявляется в некой скорострельной концовке с упором на человечность.

-- «Монстр»
Довольно интересное, и в какой-то мере даже оригинальное произведение. В каждом человеке живет свой монстр, но не каждому удается победить его. Написано немного наивно, слегка упрощенно, но в целом интересно. Жаль, что произведение входит в разряд ужасов: масса кровавых подробностей, не вызывают желание его перечитывать и смаковать эти подробности. Я монстра в себе все же победил.

-- «Эдем-2300»
Рассказ из жизни алкоголика. Это даже не юмор, хотя наверное планировалось юмористическое произведение. Это скорее ужасы. До чего можно себя довести. Написано неплохо, но явно чего-то не хватает... А именно, не хватает изюминка, главной смешной идеи, именно смешной, чтобы развеять этот ужас.

-- «Он не вернется»
Я думаю, автор написал это произведение в расчете на детскую невзыскательную аудиторию, которая только-только начинает читать фантастику. В рассказе есть все: стрельба, драки, кровь, загадка и непредсказуемая концовка... Но все это написано слишком упрощенно, словно некая карикатура на фантастический боевик, автор словно это делает умышленно, мило посмеиваясь над читателем.

-- «Холод»
Первоначальное название рассказа "Начало конца" очень точно отражала сюжет и главную идею рассказа. Поэтому непонятно зачем его изменили на абсолютно неживое слово холод. Это словно некая зарисовка, большого произведения на изрядно избитую тему борьбы с угнетателями из других миров. Написано упрощенно, обыденно, без особых изысков.

-- «Экзамен»
Сюжет рассказа из числа повторяющихся. Похожие уже встречались в литературе. Утешает лишь глубокомысленный вывод в конце рассказа: Все выпускники всегда сдают выпускные экзамены, государство просто не может себе позволить учить бесконечно и терпеливо. А суть в одном и в будущем так и не научатся создавать модель специалиста, которую надо получить на выходе из учебного заведения.

-- «Координаты смерти»
Мне кажется, это довольно легковесное и по-детски наивное произведение. Изложение упрощенное, сюжет стандартный, герои схематичные, некое подобие детектива. Обратил внимание на любимую фразу автора, которая повторяется уже во втором рассказе - "Пуля попала точно между глаз". И этим сказано все.

-- «Разорванный круг»
В основе всего сущего лежит месть, кровная месть... Бессмысленное противостояние человека и природы. Поскользнулся, упал и ударился больно о камень... Развернулся и ногой по нему - отомстил! Написано сентиментально, с чувством, но уж слишком схематично, отрывисто.

-- «Точка опоры»
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Эти слова можно было бы взять эпиграфом к рассказу. Одно лишь непонятно зачем этот мир тащить в нашу реальность. Чтение фантастики это легкий наркотик, который позволяет отключиться от уродливой реальности. Ан нет, давай смешаем. Это уж точно советский подход. К сожалению, рассказ воспринимается как набросок, как идея. Чего-то не хватает. Возможно законченности.

-- «Оборотень»
Великая сила любви. Однако рассказ открывает нам совсем новые грани оборотней, о которых лично я не имел вообще никакого представления. Написано неплохо, сюжет увлекательный, правда концовка слегка смазана и не совсем логична. Добавить бы побольше сентиментальности и получилось бы довольно неплохое психологическое произведение.

-- «Скользкий поворот»
Идея о любви и праве на выбор в целом неплоха, но сюжетная составляющая откровенно слаба, не развита и скорее напоминает некий литературный набросок. Прочитал и осталось чувство неудовлетворенности и неверия в такую идеальную любовь, хотя она здесь и ни при чем, да и выбор неизвестно зачем нужно делать.

-- «Воин»
Сама по себе постановка очень увлекательной философской проблемы, что будет, если все станут добрыми вполне актуальна и интересна. Однако сюжетное решение очень наивное и нелогичное, снова создается впечатление, что написано для подростков.Чем больше вчитываешься, тем больше не веришь в происходящее. Прирожденный убийца, воин четвертого уровня, наверное, это так. Но психология людей доказывает обратное. Убийцами не рождаются, ими становятся.

-- «Уничтоженный рай»
Сама по себе задумка с персональным раем очень интересна, но вот сюжетное исполнение вызывает нарекание. Все слишком упрощено, словно написано для дошколят, слишком мало логического обоснования, ведь и у героя есть свой рай, или у него даже мечты нет... А ведь точно у героя нет мечты, он просто механизм, без желаний, эмоций, живет на зарплату, как все и ни о чем не думает. Я просто не согласен с таким упрощением.

-- «Ограничение»
Это даже не рассказ, а скорее притча, гимн, человеческому безрассудству, которое некоторые именуют фантазией. А ведь и вправду иногда так хочется прыгнуть с обрыва...

-- «Ангел-Хранитель»
Очень хороший и поучительный рассказ. Написан легко, непринужденно, без всяких нотаций, но ставит перед читателем жестокую дилемму: или жизнь по указке, или свобода, свобода выбора, даже неправильного шага, но свобода совершать неправильные поступки.

-- Одного Громова не читай. Разочаруешься. :)

-- Очень даже может быть

-- «Путешествие во времени»      
(стихотворная пародия на НФ)
С точки зрения НФ всё отлично, но, боже мой, как это плохо написано! Не надо было замечательному прозаику Дмитрию Громову браться за стихотворные размеры.

-- Вот стоит у меня на полке книжка «Творческий путь Дип Пёрпл», изданная в 1992 году в Харькове издательством «Простор» тиражом (внимание!)…200 000 экземпляров.
Да,на газетной бумаге. Но 200 тыщ!!!
А какая ещё была бумага в 1992 году?
Разве та ещё,на которой купоно-карбованцы печатали...
Небольшое предисловие к книге написал Сергей Коротков, тот самый, который ещё в 1967 году выпустил первый отечественный самиздатовский рок-журнал «Бит-Эхо»,а в 1979 году в Харькове вёл первые в СССР курсы диск-жокеев. Профсоюзные.
Он ушёл из жизни в январе 2010-го…
А вот руководителем коллектива авторов этой книжки был молодой аспирант-химик Дмитрий Громов.
Тот,о принадлежности которого к писателю-фантасту Генри Лайону Олди в 1992 году было ещё мало кому известно.
     
-- ...Один раз на весь пост — это очень хороший сборник ["Один + один"]. И все мои «но», «вот если бы» и прочая не являются негативом, а представляют собой скорее мечты читателя об идеальной книге.
Называется этот раздел «Путь проклятых». И, ей богу, я впилила, о чем сборник, только прочитав его до конца. Дело в том, что в фантастике меня всегда привлекали и все еще привлекают психолого-социальные и философские возможности, а вовсе не бронетанки на крылышках и уберкрутые бабочки истребители. Сами понимаете, возраст не тот, когда ахаешь от описания межзвездного крейсера. Кстати, крейсеров в книге нету. Пичалька.
Громов удачно перепрыгивает от фантастики к фентези и обратно. В большинстве работ научный фантастизм явен и доступен, но порой его затмевают наполовину галюциногенные фентези-видения, больше похожие на философский посыл автора, чем на полноценное создание классических фентези-реалий, которые можно встретить у того же Фрая или Перумова. Еще раз оговорюсь, что ни разу не читала творчество именно «Олди», как дуэта, так что если на самом деле они Великие Творцы Реальности — звиняйте, я говорю именно про Громова.
Кстати, мне очень понравилось послесловие гражданина А. Шмалько под метким названием «Тигры Дмитрия Громова». Без него сборник можно было бы считать не полным. Я согласна далеко не со всеми трактовками образов, но картинку целиком он подал превосходно, вправив мне мозг и позволив самостоятельно анализировать все прочитанное заново.
Рассказы относятся к концу восьмидесятых — девяностым. Это сильно сказывается на тематике и описании реалий героев каждого рассказа и повести. Дело в том, что большинство персонажей «Пути проклятых» обитают в той реальности, которую наше поколение зовет «Девяностыми». В то время, когда мы собирали жвачку Love Is (кстати, только я недавно наткнулась на нее в сигаретном ларьке или это флешмоб?), предыдущее поколение размышляло о бренности бытия, переписывая касетные пленки с импортной порнографией.
Вот эту реальность и можно посмотреть через призму фантастики на «половинке» Громова. Литература тех лет на меня часто нагоняла страшную тоску, и все попытки хоть как-то осмыслить и обмозговать ее, пропадали за черной депрессией. Ну, наверное, потому, что все повторяется.
А Громов ищет Настоящих Людей. Шмалько правильно написал, что в его книге Тигры (которых пруд пруди в каждом рассказе) — это Хорошие Люди. Вот именно хорошие. Вовсе даже не идеальные, которых пытаются сейчас заштамповать фильмо-жвачки про супер-героев. Просто Хорошие. Только, читая Громова, понимаешь, как же не просто это самое просто.
Конечно, психологизм. Ну, я ничего меньше и не ожидала.
[...]
Громов их правил десять лет. Некоторые работы датированы сакральными для меня датами, которые дают надежду, что лет, скажем, через двадцать я тоже смогу изобразить из своих поделок что-то в меру читабельное. Чем черт не шутит. Так вот у Дмитрия правки могут быть и через пять и через десять лет после написания. И не лень же человеку! ^_^
Сюжеты разные. Но в них центральная роль всегда у хороших людей. А так, простите, задолбало видеть в центре мудаков и показушнков, что эта вот «хорошесть» пробивает до слез. Клан Вампироненавистников может пойти и покурить на следующем абзаце.
[...]
Читать сборник можно абы как, то есть даже наизнанку. Вообще автор расставил порядок в связи с неким замыслом, но я как ни пыталась его найти, так и не нашла. Найду — напишу еще один пост и приложу фоточку тортика, который сожрала на радостях. Пока порядок для меня загадка, хотя вот в конце есть несколько стебных работ, от которых я уписывалась под непонимающим взглядом Kita.
Про рассказ «Восьмой круг подземки» отдельно. Это шедеврально, невероятно, потрясающе и офигительно. Ей богу, если вам нахрен не сдались «хорошие люди», «тематика смерти», «постсоветчина» и даже «психологизм», прочтите один этот рассказ. Вот так надо писать экшн в фантастике. Вот, мать вашу, ТАК! Хочется обратиться лично к гражданину Перумову, преданной фанаткой которого я являюсь и по сей день. Дядя! Прочти рассказ «Восьмой круг подземки». Алиедора должна была жечь вот так! Фесс должен был жечь вот так! Так, а не «он увидел в блеске меча отражение собственного величия». Экшн — это экшн. Это когда ты погружаешься в текст и видишь, что происходит вокруг. А не когда тебе выносят мозг душевные терзания героев во время битвы. Нихрена их не бывает во время битвы. Между. Но не во время. Зато «между» должна быть квинтэссенция. Короче, я не смогу описать то, что описал Громов, потому что я, как минимум, не он, а, как максимум, должна расти и расти в том самом направлении лет этак хотя бы пять. Ну, я очень надеюсь, что не в десять раз дольше.
Есть пафосные работы. Например, «Экзамен». Пафосно-схематичная работа, сплошь состоящая из штампов, что свойственно определенному стилю фантастики. Это не тот пафос, с которым Дракула вещает, как он мега-крут, я про другое. Высокое, доброе, светлое и низкое, подлое, мерзкое не смешиваются в таких работах, а четко разделяются. Есть Хорошие, есть Плохие. И только в самом конце одним ловким приемом автор плавит их в одну линию, умело стирая всю надуманность.
«Ангел-Хранитель». Очаровательная работушка, про которую хочется уменьшительно-ласкательными. Геройчики этого няшного рассказика повергают в благоговейный ужас своей правдивостью и очевидностью читателей, привыкших видеть светлых добрыми, а темных злыми. Тех, кто привык видеть темных «настоящими», а светлых «прикидывающимися», впрочем, тоже. После этого рассказа я как-то порадовалась, что в лицо знаю собственного Хранителя. А то с тем, что в рассказе, недолго и мир нахрен разворотить.
Резюмирую (кхе-кхе). Олдей надо прочесть от и до. И прочту ведь.
[...]
Книжки вы пишите хорошие. Я прочла только одну, но просто знаю, что остальные будут не хуже. Это же Олди, в конце концов. А Олди — это не жук чихнул. Больше вам за вас спасибо.

-- Дмитрий Громов. Координаты смерти. Короткий детективный расссказ о поисках вампира в условиях космической экспедиции.Громов, как всегда, на высоте.

-- ...начинать можно с чего угодно, у них почти всё изумительно. Только не с "пути проклятых", это так, фанатская книжка со старьем, чисто поржать выпустили %)

-- Прошу прощения, но "поржать выпустили" про "Путь проклятых" - это сильно. Категорически несогласна.
Я начала читать Олди именно со сборника "Путь проклятых". Впечатления от первой половины книги (проза) здесь: http://www.diary.ru/~lpondohva/p162990080.htm

-- «Ангел-Хранитель»
Поскольку для меня ангел-хранитель - это существо, которое хранит, прежде всего, душу и, соответственно, ее память о заповеди "возлюби ближнего, как себя самого" в том числе, то этот рассказ вызвал какое-то внутреннее чувство отторжения. Написан, впрочем, безупречно.

-- Дмитрий Громов "Поединок"
Прочти. Очень короткий рассказ.

-- Читал. К сожалению, не нравится, потому что, как это часто бывает у Олди, мистика подменяет смысл. Может быть, ты потом сможешь объяснить, как видишь это ты.

-- Новый друг комиссара Фухе
Дмитрий Евгеньевич Громов
Шипучий коктейль из Аниськина (кто помнит, кто это....) и Черномырдина (если кто помнит…) в изложении Олди так напоминает «Королей и капусту» О`Генри, да и в Сан-Марино, помнится мне, так же проживал аналогичный персонаж. Гротеск, стёб и полутени, каждая из которых напоминает что-то до боли знакомое, родное, как будто сам, в хорошей компании додумывал интересные книжки, так некстати кончившиеся или переносил полюбившиеся черты на кого-то реально знакомого. Для эрудитов, не досмеявшихся в детстве.

-- Первый рассказ [в сборнике "Хищные радости"] – «Тигр» Генри Лайона Олди – по обыкновению (!) поэтичен и метафоричен. Достаточно намекнуть, что там присутствуют японец, тигр и медитация.
[...]
Прозаическая часть сборника завершается рассказом Дмитрия Громова «Разорванный круг», который особым образом рифмуется с первой вещью, сборник открывающей, - с «Тигром» Олди. Здесь я усматриваю работу умелой руки составителя. Убивать или не убивать? Гоняться или убегать? Быть или не быть? Охотник ищет своей свободы – в выстреле или в отказе от выстрела.

-- «Эдем-2300»
Шикарная пародия на космофантастику о поисковиках, мелких торговцах и прочих люмпенах звездных морей. Главное, спасаясь от розовых слонов, громко топочущих и мешающих спать, герой находит цель своей жизни. И какая разница, как долго он будет искать планету, где наконечники стрел делают из золота, а самогон производится, но считается смертельным ядом? Цель есть и, теоретически, она осуществима. Лишь бы пореже попадать в галактический вытрезвитель...

-- «Разорванный круг»
История, написанная в лучших традициях Редьярда Киплинга. Индия, прекрасные джунгли, смертоносные полосатые хищники и ещё более опасные охотники с длинными грохочущими палками. И очень грустная, щемящая история о мести. Почти что «Бэмби». Нет, серьёзно — очень красивая и поучительная история, проповедующая пацифизм (в лучшем смысле этого слова, без его тошнотворности), и понимание. Только они и могут разорвать порочный, кровавый круг смерти.


 

Default Template for Easy Text To HTML Converter